Пекин предлагает НАТО сделку, которая не понравится Москве

На модерации Отложенный

Несколько дней назад произошло событие, которое российские медиа предпочли не заметить. По крайне мере, упоминания о нем я не нашел даже в ленте новостей ТАСС. Речь идет о встрече по видеосвязи генсекретаря НАТО Столтенберга и министра иностранных дел Китая Ван И.

По словам Ван И, сообщило «Синьхуа», в АТР «отсутствует необходимость создавать какой-либо новый военный блок» (речь, естественно, идет об AUKUS, который очень беспокоит Пекин). Далее он выразил готовность Китая продолжать диалог с НАТО «на основе равенства и взаимного уважения для содействия здоровому и стабильному развитию отношений между двумя сторонами». И, наконец, «НАТО должна оставаться приверженной своей первоначальной географической позиции и играть конструктивную роль в обеспечении мира, стабильности и развития в регионе».

На понятном нормальному человеку языке это означает следующее: Китай готов к хорошим («здоровым и стабильным») отношениям с НАТО, если организация не будет содействовать отдельным своим членам (прежде всего США и Великобритании) в создании антикитайских военно-политических структур в АТР. И, если НАТО ограничит свою деятельность Североатлантическим регионом, то она может играть там «конструктивную роль» в обеспечении безопасности — иными словами, сдерживать российскую военно-политическую экспансию.

В Пекине прекрасно знают, что никакой иной роли у НАТО не было во время первой холодной войны и нет сейчас, и обещают в зону ответственности НАТО не вмешиваться.

Сделка, которую Пекин предлагает НАТО, понятна. Там осознали, что США от слов о противостоянии с Китаем переходят к делу. В АТР (или Индо-Пацифике) создаются военно-политическая (AUKUS) и политико-экономическая (QUAD) структуры, направленные против Китая. США и их союзники будут наращивать военный, прежде всего — военно-морской потенциал в этой зоне. Китайские возможности в этой области существенно уступают американским. Военный бюджет Китая — около $200 млрд — в четыре раза меньше совокупного военного бюджета США, Великобритании и Австралии. Существенно нарастить его китайцы не могут, тем более что экономическое положение страны далеко не такое блестящее, как принято думать. В этих условиях Пекин вполне логично предлагает Западу: вы не вмешиваетесь в наши дела в Южно-Китайском море, а мы не поддерживаем российские интриги в Европе.

Получится из этого что-нибудь или нет, неизвестно. Но в любом случае расчет Москвы на стратегический союз с Китаем — не более чем wishful thinking. Ван И дал ясно понять, что Пекин никак не готов ставить под угрозу свои интересы во имя кремлевских амбиций…