На что способна оппозиция

На модерации Отложенный

А вот если бы ничего не было. Давайте вернемся в июнь и представим: все просто делают свою работу согласно формальным инструкциям. Всех собравших подписи кандидатов регистрируют, никаких хитромудрых политтехнологов с большим опытом работы на привокзальном лотке не привлекают, за собственным хвостом не гоняются.

Во-первых, черта с два мы бы мобилизовали электорат. Не просто так, не случайно тыкнув в календарь, «единый день голосования» установили в сентябре.

Бюджетники-то с пенсионерами — они всегда под рукой, по этим вашим турциям не ездят, а ты, такой красивый и независимый, раздавай свои листовки в солнечной Припяти.

Какая Мосгордума? Кто о ней слышал вообще? Донатить? Волонтерствовать? Работать в штабах? Пивом своего разлива перетопчетесь.

Во-вторых, вся оппозиция самозабвенно принялась бы за привычную практику — каннибализм. Навальнисты, кацисты, гудковцы, митрохинцы. За округа, сотрудников, сторонников, внимание СМИ, да просто по фану яростно сдирали бы промеж себя мясо с костей.

В-третьих, остались бы мы безо всякого освещения. Не будь митингов, разгонов, уголовных дел — был бы чистый рецидив 2017-го: когда даже «Медузе», даже за официальные рекламные деньги, не по чину пару строчек черкнуть.

В конечном итоге, привычно собирая 1 рубль на 100 бюджетных, работая одним волонтерским студентом против отдела в два этажа, сражаясь листовками со всей совокупностью СМИ, при самом лучшем раскладе, в том мире, где бутерброды падают строго маслом наверх, а поезда опаздывают синхронно с пробками, мы бы избрали кого-то одного — либо Беседину, либо Брюханову, при всей любви к нашей команде, я бы на деньги спорил, что точно не обеих.

Навальный, наверное, избрал бы Соболь и, быть может, Яшина. Возможно, избрался бы Гудков.

4-5 несогласованных кандидата в креслах МГД — это потолок, это история успеха, это железнодорожная империя ирландского сироты, бежавшего в Новый Свет от картофельного голода.

В результате, последовательная глупость электоральных и силовых администраторов привела же не только к формальной утрате двух десятков мест в законодательном собрании крупнейшего субъекта федерации, она принесла важный эмпирический урок: на что способна оппозиция, когда перестает выяснять кто там у кого увел девушку, на ногу наступил, земляным червяком обозвал, в компот плюнул, но действует консолидированно.

Сама по себе победа общими силами, сама по себе победа, когда Максим Кац ретвитит пост Алексея Навального в поддержку Дарьи Бесединой — скорее, куда более значимое для будущего достижение, чем набор мандатов.