Анатомия слухов: время предвыборной лихорадки

Наступивший год станет для России определяющим сразу на все ближайшее десятилетие.

Главное ожидаемое внутриполитическое событие нового года — определение конфигурации предстоящих выборов в Госдуму. Для этого уже в 2019 году было сделано немало. Например, в 2020 году власти смогут начать борьбу с физическими лицами, которых они запишут в реестр «магловских выродков», то есть иностранных агентов. Количество политических партий и НКО усилиями Минюста также уже заметно сократилось.

Очевидно, будет скорректировано под задачи властей и избирательное законодательство. Пусть по-своему, но выводы из московских выборов 2019 года и летних митингов власти все же сделали. Кстати, рост протестных настроений — тоже одна из наиболее вероятных тенденций 2020 года, вместе с продолжением падения уровня жизни населения.

Что касается отношений разнообразных кланов внутри российского правящего класса, то противоречия между ними будут обостряться. Им есть что делить — «кормовая база» в виде доходов населения и налогов с них продолжает сокращаться. Необходимо «поделить» будущую Госдуму и пропихнуть туда побольше «своих» депутатов. В условиях политического транзита 2021—2024 года думский лоббизм обязательно оживет. Так же ожесточенно будут делить и посты губернаторов.

Другая история — это фигура преемника. На случай, разумеется, если действующий президент Владимир Путин решит, что он ему нужен. За это место позиционные бои со слитыми в оппозиционные СМИ тоннами компромата начались уже в 2019 году. В конце года на своей большой пресс-конференции глава государства отчетливо намекнул, что он не только рассматривает вариант с преемником, но даже определился с самым вероятным кандидатом. Так, по крайней мере, большинство комментаторов поторопилось расшифровать заявление о том, что из статьи Конституции про количество президентских сроков стоит убрать слово «подряд».

Сейчас российский основной закон не позволяет главе государства переизбираться два раза именно подряд, а с пропуском одного срока, как сделал сам Путин в 2008 году — можно сколько угодно. Если позволит здоровье и найдется надежный человек, вроде Дмитрия Медведева, который после каждых двух сроков приходил бы на помощь.

Но если предложение президента будет реализовано на практике, то стать президентом в России можно будет только дважды за всю жизнь. Никакие преемники уже не помогут. И единственный человек, кого это непосредственно касается — это Дмитрий Медведев. Ведь он уже был главой государства. И значит, если снова изберется в 2024 году, то, в соответствии с обновленной Конституцией, этот заход в Кремль для него станет последним. Впрочем, времени до президентских выборов еще много, и многие околокремлевские кланы не теряют надежду переубедить Владимира Путина.

Разумеется, если вдруг не окажется, что прав был лидер КПРФ Геннадий Зюганов, который перед новогодними праздниками неожиданно заявил, что президентские выборы могут пройти в сентябре 2020 года, то есть еще до парламентских.

С учетом того, что власть президента практически ничем не ограничена, в России, конечно, возможно практически все, что угодно.

Как раз на этот Новый год мы можем вспомнить, как Борис Ельцин «передал» Россию Владимиру Путину, сказав в новогоднем обращении к россиянам свое знаменитое «Я ухожу. Я сделал все, что мог». Его преемник, надо сказать, жаловаться на то, как тяжело быть президентом, начал практически сразу же, что впрочем, не помешало ему отпахать «как раб на галерах» четыре президентских срока (с перерывом еще на четыре года руководства правительством).

Что касается российской внешней политики, то тут вряд ли стоит строить оптимистические иллюзии. Страна входит в 2020 год, испортив отношения даже с таким ближайшим союзником как Белоруссия. Кстати, шансы на то, что Россия ее в наступившем году все же поглотит, по-прежнему остаются и довольно высокие. Правда, произойдет это скорее в мягкой «интеграционной» форме и уже после того, как Александр Лукашенко в очередной раз на практически безальтернативных выборах переизберется президентом своей страны.

Украине Россия, по крайней мере, экономически, под конец 2019 года скорее проиграла, подписав в целом выгодный для Киева договор на транзит российского газа в ЕС. С самим Евросоюзом отношений также ни на йоту не улучшились. Запрос на нормализацию со стороны европейцев есть, но Россия своими агрессивными действиями все время мешает им уломать собственное общественное мнение настолько, чтобы можно было потихоньку начать смягчать санкции и наращивать торговлю.

Что касается США, то они в качестве новогоднего подарка ввели санкции против трубопроводного проекта «Северный поток-2», да так лихо, что ключевой для этого строительства подрядчик, швейцарская компания Allseas прекратила укладку труб по дну Балтийского моря. Теперь Кремлю вряд ли удастся быстро реанимировать проект, поскольку в Европе желающих попробовать на себе строгость американских санкций, скорее всего, не найдется.

Это тяжелое поражение, и российские власти наверняка попытаются «ассиметрично» отомстить американцам. А значит, противостояние с Западом продолжится.

И все же главным в 2020 году станет определение конфигурации российского парламента. Власти готовят полностью контролируемые, практически безальтернативные выборы потому, что этой Госдуме придется создавать основу для перехода власти в 2024 году. Так что, при всем потенциальном богатстве наступившего года на возможные события, именно подготовка к парламентской кампании укажет, каким будет (по крайней мере, по задумке Кремля) наше будущее не только до 2024, но и до 2030 года. Ведь именно тогда истекут полномочия человека, который станет президентом России через четыре года.

Источник: https://www.rosbalt.ru/russia/2020/01/06/1820133.html

39
3014
2