В советском универмаге

На модерации Отложенный

В прошлом посте у упоминал сервис pastvu.com, который на сегодня представляет, наверное, самое обширное хранилище любительских фотографий советского периода. Фотографий там просто море безбрежное. Но вот какая странность.

Львиная доля всех фотографий – это фотографии улиц и проспектов. Чуть поменьше дворов и переулков. Но почти нет фотографий внутри домов советских граждан и, тем более, внутри магазинов и мест общественного питания. А если и попадаются изредка, то это обычно постановочные фотографии из каких-нибудь рекламных буклетов.

Ну вот вроде этой фотографии из зала Дома Книги на проспекте Калинина:



Фото взято из книги Г.В.Макаревича «Проспект Калинина» (1975 год). Бросается в глаза, насколько мало книг в этом Доме книги. А среди тех, что есть, как известно, изрядная доля была у книг на тему вождей революции и всякий тому подобный шлак. Вот на этой фотографии покрупнее видна обложка книжки с характерной фотографией Ленина в кепке.



Или вот ещё одна показушная фотография из Дома книги из той же книги:



Хотя, по большому счёту, это хотя и постановочные фотографии, но в целом отражали обычную не очень большую заполненность этого магазина. А что там было покупать-то?

Книги по «военному делу»?



Или плакаты Маркса, Энгельса, прочих светочей марксизма-ленинизма и тому подобный мусор?



Конечно, может сложиться впечатление, что в московском Доме Книге торговали только книгами про Ленина и прочим агитпропом.



Нет, это не так. В московском Доме книги в середине 70-х можно было купить ещё канцелярские принадлежности.



Всё тот же Г.В.Макаревич сохранил на память потомкам изысканный ассортимент главного книжного магазина страны. Ну-ка, чуть пристальнее изучим.

Чернила!



На дворе 1975 год, а в Доме книги продают чернила для чернильных ручек, которые занимают центральное место выкладки. А что ещё?

Пластилин!



Целых два вида: в коробке по семь цветов и в коробке по 12 цветов. Кстати, как бывший советский школьник, который с пластилином не расставался многие детские годы (сколько дивизий и эскадронов, крепостей и танков было создано!), ответственно заявляю, что такой пластилин в продаже был не всегда.

А это что такое?



Кажется, акварельные краски. Ну вещь в хозяйстве нужная. И, главное – приятно разнообразит в целом унылую витрину.

А это и вовсе не разобрать.



Кажется, это канцелярские скрепки. Или что-то типа того.

И это витрина отдела канцтоваров крупнейшего столичного книжного магазина! И это не любительская фотография, а постановочная, для официальной книги. Можете себе представить, что было в советских книжных и канцелярских магазинах где-нибудь подальше от центра. В общем, очень уныло.

Но даже таких фотографий – кот наплакал. И в этом нет ничего удивительного. Ведь в советское время не принято было фотографировать в магазинах и тому подобных заведениях. Прямого запрета, насколько мне известно, не было. Но к любому человеку, который стал бы фотографировать советские очереди или – как антитезу – прилавки, нищенскую пустоту которых пытались заполнить штабелями чернил и коробок со скрепками – так вот, к любому, кто стал бы это фотографировать, подошёл бы сотрудник магазина и вежливо попросил бы прекратить съёмку: «а то вызову милицию».



Да и не приходило никому в голову это всё фотографировать. А зачем? В то время старались фотографировать что-нибудь хотя бы минимально красивое и торжественное – отсюда и море фотографий проспектов и памятников. А что красивого могло быть в типовом советском магазине? Они были всюду одинаковыми – что в Москве, что а Барнауле. Ну разве что в Москве ассортимент быть немного «побогаче». В остальном – всё едино. Вот их и не фотографировали

Тем дороже нам крупицы фотоискусства, на которых запечатлены непарадные внутренности советских магазинов. И в этой связи предалагаю поближе познакомиться с фотографией Игоря Гаврилова «В магазине "Весна"», снятой ориентировочно в 1975-76 г.г.



Автор в одном из интервью (http://back-in-ussr.com/2014/11/sssr-v-fotografiyah-igorya-gavrilova.html) описывал, как сделал эту фотографию. В магазине снимать было запрещено, но поскольку он готовил фоторепортаж для журнала «Огонёк», то сделал и это фото заодно. Естественно, в советское время оно нигде не публиковалось.

Что мы видим в этой юдоли печали?



Как грустный взгляд у этого человека. А чему радоваться? Дикой очереди за каким-то дефицитом?



А то, что дают дефицит – это понятно каждому, кто жил в те года. Ну не за истуканами Лениными же такая давка.

Судя по этикетке на коробках (силуэт бокала) – в коробках что-то бьющееся, возможно, хрустальное.



И, кстати, несмотря на указание не кантовать, коробка (которую я пометил стрелкой), лежит кверху килем.

А это что за странное лицо затесалось среди лукичей?



Даже представить не могу, кто бы это мог быть. Но явно кто-то очень важный, если его продают среди лениных.

А вообще, конечно, праздник души. В отделе одного из центральных столичных универсамов – только брозновые ленины (с редким вкраплением неустановленных лиц) и коробки с каким-то хрусталём.



И более ничего. Кстати, не факт, что очередь на заднем плане именно в этот отдел. Может быть это длиннющий извивающийся хвост очереди в какой-то другой отдел за дефицитом. Судя по одежде людей, похоже это перед Новым годом. Как известно, в конце года для выполнения плана в советских магазинах «выбрасывали» дефицитные товары. И в магазинах сразу становилось вот эдак, как на этой фотографии. Для особо невменяемых подчёркиваю – это фотография не «уже в Перестройку», а в самый что ни на есть правильный аутентичный 1975 (или 1976) год. Канун юбилея революции.

Так что советские магазины всегда находились в двух состояниях – либо полупустые, когда в продаже был только обычный унылый ассортимент (пластилин и чернила, например), либо битком забитые длинными очередями, когда в продаже был дефицит (хрусталь, например). Или – или.

Вот такой очередной краткий рассказик по фотографии. Есть в этой фотографии какой-то символизм. Шеренги мёртвых бронзовых Ильичей обороняют коммунистические ценности от напора толпы советских граждан, измученных нарзаном и обилием плакатов Маркса и Энгельса в книжных магазинах. Игорь Гаврилов отлично зацепил этот центральный нерв Совдепа.

Ну а под занавес внутреннее убранство магазина «Цветы» от старины Г.В.Макаревича.



В данном случае видим другой вариант – почти полная пустота в связи с почти полным отсутствием товара. Даже цветов в советском магазине «Цветы» почти не было. А вы говорите.