Что смотрели в СССР по ТВ ровно 40 лет тому назад

На модерации Отложенный

Сегодня народ избалованный. Интернет, телевидение обычное, телевидение кабельное на сотню каналов. Происходит нечто вроде информационного переедания. И тем, кто не застал ламповый брежневский СССР 70-х годов, очень сложно представить, а как оно там было? Конечно, сегодня уже невозможно полное аутентичное погружение в ту информационную скукотищу. Однако одним глазком всё же заглянуть можно.
 




К счастью есть подшивки старых газет, которые дают ощутить аромат истории. А в газетах того времени печатали программу телепередач. Благо и программ-то было – раз, два и обчёлся. Хотя в Москве чуть побольше – ещё три и четыре. Так что предлагаю заценить программу телевидения на 5 октября 1978 года – я же предупредил, что ровно сорок лет тому назад – в самомо главной советской газете, органе ЦК КПСС – «Правде».

Вот так выглядела первая полоса этой газеты в номере 278 (21978) от 5 октября 1978 года, четверг.



Заголовки статей – пальчики оближешь. Перед сном взглянул – и сразу спишь мёртвым сном. А в правом нижнем углу знакомые имена. Вот покрупнее:



Асад, Сирия, дружественный сирийский народ… Нда. Сорок лет прошло, а словно время остановилось. Впрочем, я ведь не про Асада и дружественный сирийский народ, а про программу телевидения. Вот она, извольте.

Вот программа 1 канала.



Что там наиболее интересненькое?

Концерт ансамбля песни и танца «Колосок» совхоза-техникума «Оренбургский». Это просто мечта, а не передача. Что ещё?

«Пуск» Художественный телефильм. 2- л серия. Уверен, мало кто помнит этот замечательный фильм. Изложу кратко его сюжет (спасибо порталу Кино-Театр, что сохранил это описание):

«К юбилею завода готовится запуск новой автоматической линии. Недоделок еще много, хотя работа идет круглосуточно. Бригада Сенчакова, ремонтирующая ответственный узел линии, - в самом центре внимания руководства. Но Сенчаков, который в своей опытной жизни ни разу еще не заваливал монтажа, теперь отказывается от надуманной спешки и обвиняет все руководство в явной халтуре…»

Ну что, захотелось посмотреть? По глазам вижу – захотелось. Но, увы, поезд уплыл. Надо было сорок лет тому назад смотреть.

А как вам Программа документальных фильмов к Дню Конституции СССР? Так бы смотрел и смотрел.

Но только отошёл от экстаза фильмов к Дню Конституции СССР, как тебе просто не дают оторваться от экрана телеочерком «Производственное объединение Электроизолоит». Электроизолоит! Завидуйте, что мы смотрели в те тёплые ламповые времена.

А как хорош был «Ленинский институт миллионов». «Школа партийных кадров». Передача само по себе просто наикрутейшая, но ровно 40 лет тому назад советскому телезрителю приготовили просто самую вкуснятину – Запись выступления члена Политбюро ЦК КПСС, секретаря ЦК КПСС М.А. Суслова на торжественном собрании, посвящённом началу работы Академии общественных наук при ЦК КПСС. Перечитайте несколько раз с благоговением!

Яду! Представьте только себе, как вот это рыло полчаса чавкает с экрана по поводу начала работы Академии общественных наук при ЦК КПСС.



Представьте и плачьте слезами счастья, что вы избавлены от регулярного просмотра этого.

Зато как хорошо после выступления Михаила Андреевича Суслова заходил фильм-концерт «Молдавские эскизы». Ажно до самой печени пробирало. А после этого чудесного концерта сразу – хрясь! – Решения июльского (1978 г.) Пленума ЦК КПСС – в жизнь! Нынешние молодые даже не поймут, что означает эта абракадабра. И уж тем более не поймут, насколько интересно было это лицезреть по ТВ чуть ли не каждый день.

Потом значит, можно было ознакомиться с ходом рейса ледокола «Сибирь», а затем посмотреть 3-ю серию фильма «Пуск» (см. описание выше).

Затем программа «Время». Вот в 21-30, кстати, в самом деле довольно интересная (по советским меркам) телепередача «Документальный экран», которую вёл Роберт Рождественский. Одна из немногих советских передач о настоящей жизни, а не о Решениях июльского (1978 г.) Пленума ЦК КПСС – в жизнь.

Ну а под занавес концерт Баха. Нет, товарищ Бах безусловно великий композитор. И каждый образованный человек должен быть знаком с его творчеством. Однако если в течение десятилетий чуть не каждый день вас будут насильно развлекать такой музыкой, то в итоге вы перестанете её считать хорошей.

Наоборот, вас от этой музыки начнёт в сон клонить. Впрочем, поэтому её перед сном и поставили.

Ну а вторая программа? А вот она.



Тут вам и репортаж с собрания передовиков и новаторов производства города Москвы (по итогам социалистического соревнования, естественно), и вокальные упражнения загадочной Роситы Форес (Куба), и концерт мастеров искусств Армении. Ну и конечно «Спокойной ночи, малыши». И ещё парочка познавательных фильмов. Описание телеспектакля «Опять Гаранин!» я, увы, нигде не нашёл. Что, полагаю, говорит о многом. Кстати, вы обратили внимание, что вторая программа начинала работу только в 19 часов?

Щёлкаем переключателем и попадаем на третью программу.



Третья программа шла в Москве. Больше, вроде бы нигде (если ещё где шла, отзовитесь, горнисты). Это была т.н. учебная телепрограмма. Поэтому и начиналась так рано. Основные телепередачи – учебные. Но попадались и художественные фильмы. Вот как 5 октября сорок лет назад показали х/ф «Премия» (с субтитрами). Краткий сюжет в студию!

«Действие фильма разворачивается в течение полутора-двух часов в одной комнате, где проходит не совсем обычное заседание парткома строительного треста. Повестка дня – обсуждение отказа бригады Потапова от премии…»

Заценили? Вообще, между нами говоря, сегодня, когда легко доступно всё что только захочешь в области отечественного и зарубежного кинематограф прошлого и настоящего, фильм «Премия» смотрится довольно неплохо, если подать его по графе «арт-хаус». Но тогда, когда с фильмами была напряжёнка, когда альтернативой фильму «Премия» была только 3-я серия фильма «Пуск» (описание см.выше) и выступление товарища М.А.Суслова, смотреть фильм «Премия» как-то не очень хотелось Скучно было его смотреть до смертельных колик. Ибо всё, как говорится, познаётся в сравнении. И в контексте современности, не побоюсь этого слова.

Кстати, вы заметили, что третья программа заканчивал работу примерно к 18 часам?

Ладно, щёлкаем дальше. Четвёртая программа.



Вот тут – чистая развлекуха. Хотя и короткая. Для любителей хоккея – хоккей. Для любителей реки Волги – телефильм соответствующего содержания. Ну а в 21 час 30 минут – стабильно всегда именно в это время – художественный фильм. В данном случае (т.е. 5 октября 1978 года) – это фильм 1959 года, производства студии Таллинфильм «Озорные повороты». Оглашаю краткое содержание:

«Эта история началась с того самого дня, когда девушка Вайке (Терье Луйк) спасла от неминуемой гибели собачонку Антонио, выхватив буквально из-под колес мотоцикла гонщика Райво (Рейн Арен), считавшего всех девчонок легкомысленными и не достойными его внимания. Чтобы доказать всем, что он прав, Райво предложил пари: в течение недели он завоюет сердце девушки. Ничего не подозревавшая Вайке охотно принимала приглашения Райво встретиться с ним…»

А вот кадр из этого фильма:



Ну прямо Марлон Брандо в фильме «Дикарь» (1953). Ну ладно, это я так, к слову.

Вот такая была программа советского телевидения ровно сорок лет тому назад. А во многих городах была только первая и вторая программы.

И так изо дня в день, из года в год, пятилетка за пятилеткой. Конечно, в воскресенье программа бывала немного поинтереснее. Добавлялась, например, передача «Будильник» и «Утренняя почта», ну и пара фильмов были чуть получше. Хотя тоже не всегда. А какие-нибудь там «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» – тоже в основном сборник всякого отстоя, кроме пары нормальных песен под конец – шла редко, по большим праздникам. Так и жили. Как это говорят учёные – полное сенсорное голодание.

Да, и под занавес хочу отдельно сказать. Если сюда явится какой-нибудь комментатор, который в 1986 году пошёл в первый класс и заявит, что-нибудь типа такого: «это всё неправда, я помню куда более интересную программу телепередач», то такой комментатор бегом отправится к морю Лаптевых – льдины от берега шестом отгонять.

Ну а на этом у меня на сегодня всё.

Чёрт, чуть не забыл. И о погоде.



Как видите, вот погода за эти сорок лет почти не изменилась.

Вот теперь точно всё.