Аналитики предсказали новые проблемы евразийской интеграции

Беларусь и Казахстан настороженно отнеслись к событиям в Крыму, Минск смог использовать с выгодой продуктовое эмбарго России, а отношения Беларуси и России, как и всю евразийскую интеграцию, в 2015 году ждут новые проблемы вдобавок к уже существующим. К таким выводам пришли эксперты из Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (РАН) в своем прогнозном исследовании "Россия и мир: 2015. Внешняя политика и экономика".

 TUT.BY публикует выдержки из этого исследования, касающиеся Беларуси и евразийской интеграции.

 Украина осложнила интеграцию

По оценкам экспертов РАН, на евразийском направлении в 2014 году складывалась двойственная ситуация. "С одной стороны, интеграция развивалась. В мае 2014 года в Астане был подписан Договор, и с 1 января 2015 года начнет функционировать Евразийский экономический союз (ЕАЭС). При этом полная реализация Договора о ЕАЭС займет несколько лет. На весеннем саммите ЕАЭС в Минске говорилось, что это произойдет в 2025 году, когда будет создан единый рынок нефтепродуктов.

С другой стороны, страны - члены Таможенного союза (ТС) достаточно сдержанно отнеслись как к присоединению Крыма, так и позиции России в отношении украинского кризиса. Так, Казахстан не проголосовал против, но воздержался от голосования за резолюцию Генассамблеи ООН, в которой референдум в Крыму был назван "не имеющим законной силы". По мнению аналитиков в регионе, присоединение Крыма вызвало в постсоветских странах (в том числе в Казахстане и даже Беларуси) определенную озабоченность", – отмечается в исследовании.

 Ни Казахстана, ни Беларуси, по оценкам авторов доклада, санкции Запада в отношении России не коснулись: "И, по мнению многих экспертов, экономики обеих стран получат дивиденды как от реэкспорта, порой не вполне легального, в Россию, так и за счет возможных дополнительных инвестиций: создавая предприятия на их территории, западные компании смогут продавать их продукцию на российский рынок без пошлин и ограничений в рамках ТС".

 Украинский кризис, отмечают российские ученые, создал серьезные проблемы для будущего евразийской интеграции: "Степень и уровень издержек для России из-за потери Украины как партнера в сферах экономики и безопасности еще только предстоит достоверно оценить, что во многом зависит от исхода кризиса. Однако уже на данном этапе следует отметить политические издержки. Сдержанная позиция партнеров по Таможенному союзу в отношении украинского кризиса и политики России, озабоченность сохранением суверенитета страны, сквозившая в ряде публичных высказываний президента Казахстана Назарбаева, свидетельствуют о том, что убедить Минск и Астану в необходимости углубления интеграции, включая передачу в большем объеме национальных полномочий Евразийской экономической комиссии, будет сложно".

 На постсоветском пространстве, отмечают российские эксперты, усиливается тренд на углубление сотрудничества с ЕС. В частности, по их оценкам, "благодаря расширению использования биометрии при миграционном контроле ЕС постепенно меняет подходы к традиционным визовым процедурам в сторону их либерализации, в число претендующих на безвизовые отношения стран может войти Беларусь".

Возвращаясь к санкционному противостоянию России и Запада, аналитики РАН считают, что Беларуси оно позволило "заметно повысить политическое (как посредника в переговорах по Украине) и экономическое (как "продовольственного офшора", занимающегося реэкспортом и даже контрабандой европейского продовольствия в Россию) позиционирование в отношениях России и ЕС". 

 Экономические слабости Евразийского союза

Старт ЕАЭС, подчеркивают в РАН, был осложнен стагнацией взаимных торгово-инвестиционных связей стран - участниц Таможенного союза. В частности, за последние два года их взаимный товарооборот постепенно снижался (в 2014 г. – почти на 11%), а приток иностранных инвестиций обеспечивали в основном Китай (удвоение за последние четыре года) и США. Среди негативных факторов интеграции в исследовании названа "экономическая слабость Армении и Киргизии", а именно – хронический дефицит их внешней торговли, зависимость от денежных переводов трудовых мигрантов, бедность населения, высокая безработица.

 "Россия, по существу, уже приняла на себя расходы по адаптации экономик Армении и Киргизии к требованиям ЕАЭС (таможенные льготы, финансовая помощь и др.), дополнительно обременяющие стагнирующую российскую экономику.

Кроме того, замедление темпов роста экономики России и резкое ослабление ее валюты в конце 2014 г. уже привели к фактической девальвации валют стран ЕАЭС (кроме Казахстана) и торможению интеграционных процессов в целом (вплоть до введения Беларусью таможенных постов на российской границе и требования перевода взаимных расчетов на доллары и евро). Эти процессы будут негативно влиять на развитие ЕАЭС и в 2015 году", – отмечают в Академии наук РФ.

Белорусские проблемы

Отдельный раздел исследования посвящен социально-экономическому развитию Беларуси в 2015 году, которое, по мнению авторов, будет "во многом определяться наложением на уже существовавшие внутренние негативные тренды новых проблем в отношениях с Россией и в работе ЕАЭС".

 Среди существующих проблем названы большая доля низко- или нерентабельных предприятий, высокая зависимость от внешней торговли при ее слабой диверсификации. Авторы подчеркивают, что в 2014 году рост ВВП Беларуси оказался более чем в два раза меньше запланированных 3,3%, а белорусский экспорт в Россию в 2014 году снизился почти на 5,5%, импорт – примерно на 5%.

 "Это снижение произошло, несмотря на фактическое превращение Беларуси в "продовольственный офшор", перерабатывающий и реэкспортирующий в Россию сельскохозяйственные товары из ЕС, США и других стран Запада, попавшие под российские "контрсанкции". Кроме того, чрезмерное использование полученных преимуществ вызвало ограничительные меры со стороны России", – отмечают исследователи РАН.

 Резкое обесценение российского рубля (как ранее, валюты Украины – второго после России торгового партнера Беларуси), пишут авторы доклада, создало "реальную угрозу коллапса белорусской экономики". "Существенно подешевела белорусская валюта, а инфляция подбирается к 20%. Практически неизбежен секвестр бюджета на 2015 год, рассчитанного на курс 43 российских рубля за доллар и цену нефти 83 доллара за баррель. Под вопросом - запланированные на 2015 год выплаты по внешнему долгу и снижение инфляции до 12%", – говорится в исследовании.

 Меры, предпринятые белорусскими властями в декабре 2014 года для стабилизации экономической ситуации, в докладе называются "чрезвычайными": "Беларусь фактически восстановила таможенный досмотр на границе с Россией (ГТК Беларуси опровергал эти сообщения. – TUT.BY), усилила валютный контроль (в т.ч. введя 30%-ный сбор с покупки валюты внутри страны), добилась от России перезаключения контрактов на поставку продовольствия с рублей в доллары и евро".

 Эти меры, по мнению российских академиков, в сочетании с очередным снижением на 9% цен на российский газ и возможным предоставлением Беларуси нового кредита могут смягчить негативные последствия для белорусской экономики.

 "Однако продолжение в отношении России политики по принципу "максимальная выгода в обмен на ограниченные уступки" в изменившихся условиях вряд ли будет эффективной", – считают в РАН. Исследователи напомнили о требовании Александра Лукашенко снижать чрезмерную зависимость белорусских компаний от российского рынка и о новых попытках белорусских организаций выйти на западные рынки, в частности, "проведя успешный Инвестиционный форум в США".

 "По некоторым товарам (например, калийным удобрениям) усилилась конкуренция с российскими продуцентами на основных рынках (в Китае, США, Бразилии). В то же время участие России в приватизации ведущих белорусских предприятий в автомобилестроении, химии и др. по-прежнему тормозится", – подчеркивают в РАН.

 Кроме того, эксперты отмечают ужесточение риторики белорусского президента в отношении России: "Он сделал ряд демонстративных заявлений о "рисках" для ЕАЭС и об экономической и политической поддержке Украины. В ответ Петр Порошенко обещал поддержать Беларусь в рамках "Восточного партнерства".

 Проблемы в экономическом сотрудничестве пока не затронули военно-политические связи, говорится в исследовании. В частности, в 2015 году ожидается передача Беларуси четырех зенитно-ракетных комплексов С-300, а также запланировано увеличение на ее территории числа российских боевых и учебных самолетов и вертолетов.

 

Источник: http://news.tut.by/politics/432120.html

12
1373
0