Безработица и увольнения — есть или нет?

На модерации Отложенный

Безработица — один из сильнейших факторов, приводящих к стрессам, дезадаптации, тревожности, депрессии и ухудшению здоровья людей, к дестабилизации социальной системы и ухудшению экономики. Но стоит ли беспокоиться, если чиновники гордо заявляют о том, что такой проблемы не существует и уровень безработицы у нас один из самых низких?

Министр труда и социальной защиты М.Топилин во время рабочей встречи с президентом заявил: «Если брать показатели прошлого и этого года, каких-то серьёзных негативных всплесков нет. Даже наоборот, если в марте у нас уровень общей безработицы, а прежде всего он показывает, по методологии МОТ, напряжение на рынке труда, был 4,6 миллиона человек, то на 1 августа, на конец июля это уже 4,1 миллиона человек, это 5,3 процента. Это в принципе те показатели, которые у нас были в обычные спокойные времена». Обычные показатели…

Зампред Правительства РФ О.Голодец на Заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам пошла еще дальше: «Сегодня ситуация, когда для нас эффективность рабочего места превыше всего, у нас совершенно особая ситуация — у нас нет безработицы».

В одном отечественном фильме была фраза: «Видишь суслика? — нет! — и я не вижу. А он есть». Вот так и с безработицей, не видят ее ни зампреды, ни министры, ни сам президент. А она есть. Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ, за чертой бедности к 2019 году окажется 20,5 млн. россиян. И дело не только в мизерных пенсиях большей части наших соотечественников преклонного возраста (в составе малоимущего населения пенсионеры по старости составляют немногим больше 10%). Экономический кризис заставляет предприятия все чаще пересматривать кадровую политику, уменьшать численность штатных единиц, отправлять своих сотрудников в длительные неоплачиваемые отпуска, урезать рабочие часы и зарплаты. Официальная статистика при этом не страдает, и безработица остается на уровне докризисных лет.

Суммарная задолженность по зарплате на 1 января 2017 года по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, составила 2725 млн. руб. (рис. 1).

Рис. 1. Динамика просроченной задолженности по заработной плате на 1 число месяца, млн. рублей (данные Росстата)

По сравнению с январем прошлого года ситуация стала даже несколько лучше, но весь вопрос, за счет чего — это результат роста экономики страны, повышения доходности предприятий или последствия вынужденной «оптимизации», в основе которой лежат уменьшения объемов зарплат и сокращения людей.

Центр занятости города Санкт-Петербурга на днях объявил о готовящемся масштабном сокращении сотрудников шестисот восьми предприятий города. Представители пресс-службы центра попытались успокоить общественность, заявив, что реальная цифра может оказаться не столь высокой, поскольку сведения о предстоящих увольнениях подаются заблаговременно и обычно несколько завышаются. Однако в течение ближайших двух-трех месяцев сокращения все равно последуют.

С учетом того, что Питер является одним из наиболее благополучных регионов в плане стабильности ситуации в сфере трудоустройства населения (согласно данным Росстата за 2015 год находясь на втором месте после Москвы с показателем 2,1% безработных при среднем по стране в 5,6), можно предположить масштабы грядущих увольнений по России в целом. Центр Сулакшина уже проводил в 2015 году подробный анализ реального уровня безработицы, используя косвенные показатели и математические расчёты и показав, что официальные источники проблему сглаживают, существенно искажая ситуацию. Одним из таких косвенных показателей является статистика поисковых систем и сайтов по поиску работы. Проект «Индекс HeadHunter» сегодня фиксирует повышенный уровень конкуренции в пользу работодателя (семь соискателей на одну вакансию).

Наиболее сильный дефицит предложений от работодателей наблюдается в следующих профессиональных областях: госслужба и НКО (23,5 человека на одну вакансию), высший менеджмент (12,8 чел.), юриспруденция (10,9 чел.), искусство/развлечения/масс-медиа (10,8 чел.).

По данным опроса HeadHunter, проведенного в конце 2016 года, 40% представителей компаний отметили, что у них проводились сокращения сотрудников и уменьшались оклады и премии. Кроме того время поиска работы по сравнению с 2014 годом возросло в 1,5 раза и занимает сейчас от четырех месяцев до полугода, что тоже указывает на рост безработицы.

Если посмотреть количество показов на одном из крупнейших поисковых ресурсов «Яндекс», сделанных в ответ на запросы по слову «работа», то хорошо виден рост интереса пользователей к информации, связанной с поиском возможного места трудоустройства. Статистика за двухгодичный период отражает приходящиеся на летние месяцы сезонные спады, но и демонстрирует очевидный рост активности россиян в процессе поиска работы. Сравнение с показателями за аналогичный период годичной и двухгодичной давности показывает рост числа запросов в 1,4 и 1,2 раза соответственно (рис. 2).

Рис. 2. Динамика показов по фразе «работа» на Яндексе

Кроме того, можно сравнить количество показов, произведенных Яндексом в ответ на запросы со стационарных компьютеров и мобильных телефонов, поскольку с последних выходит в интернет в основном молодежь. Динамика запросов с телефонов более резкая, что косвенно указывает на формирование дефицита рабочих мест, на которые может претендовать молодое поколение россиян. Если число запросов с ПК за один год практически не изменилось, то с телефонов — возросло в 2,5 раза (рис. 3).

Рис. 3. Динамика показов по фразе «работа» на Яндексе с ПК и телефонов

Красноречив график динамики показов в ответ на фразу «работа вакансии» — за год произошел общий рост показателя в 1,4 раза (рис. 4), а для запросов с мобильных устройств — в 4,3 раза.

Рис. 4. Динамика показов по фразе «работа вакансии» на Яндексе

Естественно официальные источники оперируют данными официальной статистики, учитывающей людей, зарегистрированных на бирже труда. Увеличение числа соответствующих запросов в интернете не является строгим показателем роста безработицы, но косвенно указывает на нарастание проблем в сфере трудоустройства. Поиск вакансий люди могут начинать и заблаговременно в связи с ухудшением условий труда (увеличившимся перечнем обязанностей, снижением уровня зарплаты, перевода на неполный рабочий день и т.д.) или просто подыскивая подработку из-за нехватки денег в условиях перманентного роста цен на продукты и услуги.

Уже в традиционном для действующей власти стиле происходит игнорирование острейшей проблемы занятости населения, способной серьезно подорвать хрупкое и относительное равновесие социальной системы. Политики больше озабочены тем, как формально ограничить число людей, учтенных биржами труда, и тем самым не нанести урон красивым цифрам, отражающим уровень безработицы в России. Если цифры остаются «красивыми», то проблемы как бы и не существует, а значит можно продолжать анонсировать успехи по выводу страны из кризиса, возрождению экономики и повышению качества жизни населения.