США используют наших дипломатов как фишки в своей внутренней игре

На модерации Отложенный

Дипломатическая война между США и Россией вышла не только на новый виток, но и на новый уровень, приняв самую ожесточенную форму – закрытие представительств, обыски, требования освободить помещения в кратчайший срок.

Подобного накала страстей в сфере дипломатии не было даже между США и СССР в самые острые моменты холодной войны.

31 августа госсекретарь США объявил, что российские дипломаты должны покинуть генконсульство в Сан-Франциско и торговое представительство в Вашингтоне. На освобождение зданий было дано 48 часов.

Обычно такой срок на сборы дают дипломатам, которых уличают в шпионаже и высылают из страны как нарушителей. И это делается строго индивидуально. В данном случае 48 часов на сборы дали всему персоналу представительств. Правда, из страны никого не высылали, персонами нон-грата не объявляли, требовали только очистить здания.

Чтобы понимать все неудобства, которые госдеп США доставил российским дипломатам и строгость требований – нужно учесть, что некоторые сотрудники не только работали, но и проживали на территории представительств вместе с семьями.

И уже после этого, 2 сентября в зданиях были проведены инспекции, как их назвали в США, или обыски, как их назвали в МИДе России.

По поводу данных мероприятий сразу же возник вопрос, насколько они вообще законны?

МИД РФ утверждает, что американская сторона нарушила сразу три конвенции – 1961, 1967 и 1968 годов. Так это или нет – вопрос сложный. Все зависит от того, считать ли генконсульство в Сан-Франциско и торгпредставительство в Вашингтоне прекратившими работу или нет. Процедура прекращения работы представительств нигде толком не прописана. И считать ли инспекцию зданий после того, как дипломатам было дано время на их освобождение и вынос имущества, нарушением неприкосновенности – тоже вопрос непростой.

При этом есть еще существенный момент – в США внутренние законы имеют приоритет над международными, поэтому если с точки зрения Штатов все законно, то остается только жаловаться в Спортлото, больше некуда.

 

Впрочем, оставим юридическую сторону вопроса, потому что здесь имеет место сложная коллизия: с точки зрения России закон нарушен, с точки зрения США все законно. А более высокой инстанции, которая могла бы рассудить стороны и сказать, можно так делать или нельзя – на грешной земле не существует.

Давайте лучше рассмотрим не юридический, а фактический аспект случившегося.

По существу американцы поступили не совсем дипломатично. Мягко говоря. Если называть вещи своими именами, то они действовали нагло, дерзко и вызывающе.

Это примерно как чихнуть в лицо собеседнику на переговорах, сославшись на простуду. Формально предъявить вроде бы нечего – ну простудился человек, чихнул, может быть, у него и справка даже есть по поводу простуды. Однако в реальности всем понятно – хулиганская выходка, демонстрирующая неуважение, пренебрежение, презрение и нежелание разговаривать на равных.

Этакий формально обоснованный плевок в лицо.

Образно выражаясь, американская дипломатия нарочито чихнула в лицо российской и высморкалась в галстук, формально сославшись на простуду и показав справку от доктора.

Напрашивается следующий вопрос – что дальше?

Когда Россия приняла решение о сокращении персонала американского диппредставительсва на 755 сотрудников, можно было предположить, что стороны продолжат обмениваться дипломатическими ударами, взаимно сокращая представительства и персонал, пока не останется "по одному послу в темной комнате".

Пока это сбывается – МИД РФ уже пообещал ответить на обыски в российских представительствах. Ответ, судя по всему, будет каким-нибудь симметричным – устроят американцам встречный шмон. Или кого-нибудь вышлют. Или закроют какое-нибудь американское консульство на территории РФ.

На мой взгляд, отвечать американцам "тем же концом" не очень разумно, потому что любые действия России американская сторона будет использовать, чтобы сделать следующий шаг. И так можно действительно дойти до "одного посла в темной комнате", что будет скорее на пользу США, чем России.

Нужно учитывать и то, что все резкие шаги России США будут подавать в медиа-среде в выгодном для себя свете, пользуясь превосходством в мировом информационном пространстве.

При любых симметричных шагах США будут выглядеть "плохими" только для российской аудитории (порядка 100 миллионов), а Россия – для всей западной аудитории (порядка миллиарда). А также для прозападной аудитории в самой России (примерно половина Москвы). Поэтому игра получится заведомо неравной.

 

В этой ситуации хорошо бы ответить как-нибудь асимметрично. Ударить США по какому-нибудь очень больному месту, но... Средств для эффективного удара по США у Ресурсной Федерации после 26 лет приватизации, либерализации и десоветизации практически не осталось.

Соцблока больше нет. Гневно разоблачать американский империализм после признания США единственной сверхдержавой – несерьезно. Пустить в эфир правду о терактах 11 сентября – даже это Кремль не сможет, потому что в ответ американцы могут пустить в эфир правду о других терактах, событиях на юго-востоке Украины, сбитом Боинге и о чем-нибудь еще. И располагая упомянутым выше преимуществом в информационном пространстве, разобьют наголову, даже не выкладывая всех козырей.

Да и вообще, о каком серьезном и эффективном ответе можно рассуждать, если Россия торгует нефтью и газом, получая оплату в долларах США и покупая на эти доллары все импортные товары, включая товары первой необходимости и критически важное для функционирования страны оборудование?

О каком серьезном и эффективном ответе можно рассуждать, если резервы хранятся в американских облигациях, а элита держит свои капиталы за рубежом?

Поэтому логично предположить, что Кремль с его нынешними обитателями будет отвечать на американские дипломатические плевки (а это уже скорее плевки, чем санкции) более-менее симметрично.

Действовать предельно законно – давая американцам формальные основания для следующих шагов, дипломатических и не очень.

Чем все это закончится?

Некоторые могут подумать, что дело идет к открытой войне, потому что дипломатические отношения обычно разрывают перед войной. Однако на мой взгляд это не тот случай.

Воевать с Россией открыто – глупо и неэффективно. Если бы США хотели сменить власть в России, они могли бы придушить Кремль экономическими методами, заблокировав счета и вызвав жесточайший кризис, подобный тому, который мы наблюдали в 1989-1992 годах.

Лишившись большей части валютной выручки, Россия в ее нынешнем виде просуществует не больше года. Когда полки магазинов опустеют, Кремль не спасет никакая Росгвардия, потому что у гвардейцев есть семьи, которые тоже хотят есть.

Впрочем даже года ждать не придется – при блокировке зарубежных счетов Путина задушат его собственные друзья-толстосумы. И скажут, что так и было. И потом будут идти за гробом и плакать вместе с Песковым.

Если даже Асада не решились забросать томагавками в 13-м году, когда для этого еще был формальный повод, то открыто биться с Россией – совсем уже не вариант. Чревато слишком большими потерями, в том числе репутационными, что для США еще больнее, чем потери в живой силе и технике.

 

Но если цель США не в развязывании войны с Россией и не в смене российской власти – тогда в чем? Зачем так откровенно чихать в лицо российской дипломатии, провоцируя очередной виток дипломатической войны?

Вашингтон преследует в основном внутриполитические цели. Это может показаться странным, но, похоже, что дело обстоит именно так.

Дональд Трамп в ходе борьбы за пост президента создал себе имидж "друга России", который помог ему победить Хиллари Клинтон, но в дальнейшем стал очень сильно мешать.

Поэтому теперь Трампу надо доказать, что он может самым откровенным образом крутить, вертеть и шатать Путина, Кремль и Россию в целом. Доказать это и демократам, которые признали его победу, но не смирились с ней, и республиканцам, среди которых тоже много критиков и скептиков в его отношении.

Трамп оказался заложником своей победы и созданного ради этой победы имиджа. Победу ему принесли простые американцы, которые захотели видеть в кресле президента "не глобалиста" – но работать приходится с элитой, истеблишментом, конгрессменами. И чтобы работать с элитой – Трамп должен стать... Клинтоншей.

Именно это мы и наблюдаем.

Трамп пытается доказать американскому истеблишменту, что он "очень даже торт". И лучшим способом для этого оказываются санкции против России, как экономические, так и дипломатические. И в попытках доказать, что он "о-го-го какой торт", Трамп играет "на грани фола", допуская различные выходки, дипломатические и не совсем.

Впрочем, может быть, и не сам Трамп это делает, а госдеп, который не так уж сильно подчиняется президенту. Это в России МИД целиком и полностью подчинен Кремлю и без указаний президента лишнего слова не скажет, а в США все немного по-другому. Возможно, что госдеп сам подталкивает Трампа к тому, чтобы он либо "переродился в Клинтоншу", либо оступился и потонул.

Как бы то ни было, в США идет сложная внутриполитическая игра. И российские дипломаты стали удобными картами в этой игре.

Нечто подобное уже было – только в отношениях СССР с Великобританией в далеком 1927 году.

Тогда британская полиция ворвалась в помещения, занимаемые Всероссийским кооперативным акционерным обществом. Акцию подготовило консервативное правительство Стэнли Болдуина, чтобы укрепить свои позиции и нанести удар по лейбористам. Английские сыщики перестарались и обыскали заодно помещение советского торгпредства, изъяв часть бумаг и грубо нарушив дипломатическую неприкосновенность. И что хуже всего – ничего не нашли. Разразился скандал. Чтобы замять конфуз, британское правительство обвинило СССР в ведении подрывной деятельности и объявило о разрыве отношений с Советским Союзом…

По-моему, аналогии прослеживаются сами собой.

Как и британские сыщики в 1927 году, американцы 2 сентября провели обыски в российских представительствах. Что именно они искали – можно только догадываться. Хотя, может быть, целью обыска был сам обыск. Может быть, это Трамп хотел доказать всем, что способен "шатать Путина". Может, это госдеп решил устроить Трампу проверку, чтобы выяснить, "торт он или не торт" – бросить в омут дипломатической войны и посмотреть, выплывает или нет. Если выплывет – значит, "торт", не выплывает – "не торт".

 

Разбираться во всех деталях и хитросплетениях американской внутренней политики не возьмусь, потому что это не проще, чем разобраться во всех юридических аспектах проведенных обысков-инспекций.

Главное в другом: Россия в результате бездарной политики последних 26 лет превратилась из субъекта международной политики в ее объект. И теперь Вашингтон пользуется российскими дипломатами как игральными картами в своих внутренних играх.

И это на самом деле самое унизительное. Не то, что американцы потребовали от российских дипломатов вместе с их семьями выметаться из жилья в течение 48 часов. И не то, что провели обыски, назвав их инспекциями и нарушив международные конверции если даже не строго юридически, то по существу. И не то, что госдеп чихнул прямо в лицо российским дипломатам и издевательски помахал справкой о насморке.

Самое унизительное – что сырьевая империя Россия дошла до того состояния, когда американцы используют наших дипломатов в качестве игральных карт, костей, фишек. Могут чихнуть в лицо, высморкаться в галстук, потребовать выметаться в течение 48 часов. А мы в ответ можем либо утираться и сетовать на нарушения международных конвенций, либо вяло отвечать, давая американцам новые возможности чихать нам в лицо, сморкаться в галстук и требовать выметаться снова и снова.