Украинские АЭС угрожают безопасности всей Европы

На модерации Отложенный

Инциденты на объектах атомной энергетики не редкость для Украины. В числе основных причин – изношенность оборудования. Всего в соседней стране четыре атомные электростанции, которые эксплуатируют в общей сложности 15 энергоблоков. Из них тринадцать типа ВВЭР-1000 и два ВВЭР-440. Оператором всех украинских АЭС является национальная атомная энергогенерирующая компания «Энергоатом». Все станции были построены еще в советский период и нуждаются в модернизации. Происшествия на них не так уж и редки.

Так, только в прошлом году, по официальным данным, в апреле жители украинского Вараша (бывший Кузнецовск) остались без света. Причина – замыкание на третьем энергоблоке Ровенской АЭС. Вспыхнул пожар, но его быстро локализовали. Обошлось.

Летом на Хмельницкой АЭС из-за технической неисправности остановили второй энергоблок. В сентябре работу возобновили, но сбой дала система охлаждения реактора. Сейчас на ремонте – и первый, и второй энергоблоки.

Зимой прошлого года на Запорожской атомной станции отключился турбопитательный насос. Учитывая, что это самая крупная АЭС в Европе, встревожились не только украинцы, но и жители соседних Польши, Венгрии, Румынии и России.

На Южно-Украинской станции в 2015 году загорелся трансформатор. Площадь вспыхнувшего пожара превысила сто квадратных метров.

Для снижения зависимости от российского поставщика, вернее «Росатома» Киев даже планирует построить завод по производству ядерного топлива на площадке Южно-Украинской АЭС, заявлял еще в начале года министр энергетики и угольной промышленности страны Игорь Насалик. По его словам, в проекте будет участвовать американская компания Westinghouse. По мнению экспертов, это решение в первую очередь политическое. Как отмечают специалисты, США намерены вытеснить Россию с украинского рынка ядерного топлива.

Никаких претензий к российскому поставщику Киев сформулировать не смог, но решение принято – политика перевешивает соображения безопасности. Власти не останавливает даже угроза аварий из-за несовместимости тепловыделяющих сборок из США с советскими реакторами.

Примерное соотношение доли АЭС с другими типами станций на Украине составляет 50/50. Поэтому нагрузка на АЭС только выросла, ведь начались проблемы с газом и углем. Вместе с тем самостоятельно обогащать уран и производить ядерное топливо Украина не может. Поэтому в 2008 году Виктор Ющенко решил покончить с влиянием Москвы в сфере ядерной энергетики и заключил соглашение с американской компанией Westinghouse на поставки альтернативного топлива для АЭС. Предполагалось, что до 2015 года как минимум три энергоблока на станциях полностью перейдут на американское топливо. Российские специалисты сразу высказали опасения, что это небезопасно и чревато серьезными инцидентами. Киев предостережения проигнорировал, но очень скоро вспомнил о них.

Третий энергоблок Южно-Украинской АЭС одним из первых загрузили американским топливом. На стадии тестирования в работе станции произошел сбой. Спровоцировало его топливо Westinghouse, которое не подошло под советский тип реактора. Убытки «Энергоатома» составили 175 миллионов долларов. Восстанавливать производство пришлось нашим российским специалистам! В реакторы вновь загрузили топливо «ТВЭЛ», и работа возобновилась. От использования американского топлива Киев на время отказался, но в 2016 году к этой идее опять вернулись.

Сегодня шесть украинских энергоблоков на Запорожской и Южно-Украинской АЭС работают на топливе Westinghouse. Остальные реакторы по-прежнему загружаются продукцией «ТВЭЛ». При этом американское топливо намного дороже российского. Так, только за первый квартал текущего года «Энергоатом» заплатил Westinghouse 51,23 миллиона долларов.

Российское топливо за тот же период обошлось бюджету страны в 17,5 миллиона долларов. Однако дороговизна не останавливает Киев.

Немного статистики, Украина в январе-июне 2019 приобрела ядерное топливо на общую сумму 98,402 миллиона долларов, при этом почти половину — у Российской Федерации (для сравнения: в 2018 году у страны-агрессора было закуплено топлива на 374,621 миллиона долларов)

Еще одна проблема, вставшая перед Украиной после частичного перехода на американское топливо, – что делать с отработавшим сырьем, которое по-прежнему радиоактивно. Если его неправильно утилизировать, то сами понимаете…

Пока на украинских АЭС использовалась российская продукция, проблему утилизации отходов «Росатом» брал на себя. У американцев другой подход – отработанное топливо они не забирают на переработку. Один из главных вопросов в сложившейся ситуации – сможет ли Украина безопасно его потом хранить.

По мнению экспертов, подобная ситуация с нерешенным вопросом хранения радиоактивных отходов чревата самыми непредсказуемыми последствиями. Учитывая имеющиеся факты, помимо уже экономической зависимости, Украина получает «технологические и экологические риски».

И, что самое удивительное, это мало волнует общественность и лидеров стран соседей, а вот еще не запущенная в строй АЭС в Белоруссии уже вызвала столько паники и критики, особенно со стороны Литвы, что данная проблематика обсуждается уже на всех уровнях. И это не смотря даже на заверения о безопасности МАГАТЭ. Белорусская АЭС – единственная станция, которая прошла стресс-тесты по самым новым, более жестким стандартам. Если бы испытания украинских АЭС и литовской Игналинской станции проводились не семь-десять лет назад, а сегодня, весьма вероятно, что они бы их не прошли.

Странно, ведь от аварии, не дай Бог, на украинских станциях пострадает пол Европы, но этого в Вильнюсе не замечают, у самих кое-что в пушку – Киев друг, да и там задействованы американские интересы. Все очевидно. А вот БелАЭС – российский продукт для Минска. Тут, в первую очередь, зависть, да и в общую риторику «угрозы с Востока» вписывается. Литва уже заранее объявила бойкот на покупку электроэнергии, только не угадала – тот же официальный Киев, в лице президента Зеленского, отметил, что рассмотрит возможность приобретения дешевого электричества, латыши так же не поддерживают Вильнюс.

Ситуация в атомной отрасли Украины беспокоит лишь Кремль, да лидеров крупных европейских стран. В 2015 году Европарламент даже направил письменное обращение к ЕБРР и Еврокомиссии с требованием не выделять кредиты на «реанимацию» украинских АЭС.

Однако тут же вмешиваются американцы, которые готовы выделять средства. Может дело тут не совсем в экономике? А в заинтересованности Вашингтона влиять на Европу, особенно имея пару «ядерных бомб» замедленного действия в центре другого континента.

И эти риски не изменятся, пока у власти в странах бывшего соцлагеря, в большинстве своем, находятся люди, которые всеми силами проталкивают интересы США в регионе лишь бы хоть как-то сделать хуже Москве. Однако выходит с точностью наоборот: обрушенная экономика, проблемы в социальных сферах, отток трудоспособного населения, увеличение расходов на закупку вооружения, как правило, американского, растущая безработица и недовольство простых граждан – все это наблюдается в странах Восточной Европы. Вот такова лояльность к Вашингтону, которому на эти страны, сами понимаете… Они лишь пешки в геополитической игре, а такими фигурами с легкостью жертвуют, ища дальнейшее более выгодное развитие событий.