Поляки в Литве берут верх

На модерации Отложенный

В условиях активного обсуждения возможного начала Россией гибридной войны против Литвы путем использования «пятой» колонны, рост популярности партий национального меньшинства пугает официальный Вильнюс.

Опрос, проведенный с 29 апреля по 10 мая компанией Baltijos tyrimai по заказу новостного агентства ELTA, показал, что доверие избирателей к Избирательной акции поляков Литвы-Союзу христианских семей (ИАПЛ) стабильно растет. По подсчетам, ИАПЛ поддерживает почти 8% жителей страны.

Следует отметить, что в преддверии парламентских выборов, намеченных на 9 октября 2016 года, коалиция поляков (ИАПЛ) и русских (Русский Альянс) занимает топовые позиции в рейтинге партий Литвы, причем предпочтение им отдают и сами литовцы.

Подобная статистика пугает команду президента Дали Грибаускайте, которая в гражданах Литвы польского и русского происхождения видит тайных агентов Варшавы и Москвы.

Хотя сам результат успеха нацменьшинств вполне ожидаем и не удивителен.

Во-первых, на фоне, когда многие партии запятнали себя коррупционными скандалами и судебными разбирательствами, речь лидера партии Вальдемара Томашевского выглядит весьма привлекательной. «Мы принципиально не связываем нашу партийную деятельность с какими-либо интересами. Мы являемся идейной партией, сохранение этого направления – одна из наших главных задач. Помимо этого, мы тратим деньги экономно – придерживаясь мнения, что предопределяют не деньги, а доверие избирателей, в связи с этим у нас никогда не было и нет долгов», – подчеркнул лидер партии и добавил, что «ИАПЛ по-прежнему будем осуществлять прозрачную политику, а своим примером покажет избирателям, что честная политика в Литве возможна».

Во-вторых, ИАПЛ сменила название на «Избирательная акция поляков Литвы-Союз христианских семей», чем сместила польский акцент, пугающий коренных литовцев.

В-третьих, в условиях экономического кризиса в стране, спада производства и роста цен, партия поляков ассоциируется у населения с успешной соседкой Польшей, куда регулярно ездят на «закупы» сами же литовцы.

Позорным пятном на работе уходящего после 4 лет деятельности правительства Литвы под руководством премьер-министра Альгирдаса Буткявичуса остается нерешенная проблема национального меньшинства. Наиболее краеугольными и актуальными темами из длинного перечня проблем являются две – это польская форма написания польских фамилий и польские школы.

Несмотря на многочисленные протесты, с которыми выступали польские литовцы, в конце апреля этого года правительство в очередной раз отвергло предложение общественных деятелей рассмотреть возможность оформлять официальные документы с указанием на второй странице подлинной фамилии и имени латинскими буквами.

Более того, министерство внутренних дел Литвы в лице замминистра Эльвинаса Янкевичюса, заявило, что двойные фамилии в паспортах «создадут угрозу для национальной безопасности страны».

Как обстоит дело с польскими школами в Литве? Одни обозреватели говорят, литовское правительство закрывает именно польские школы, другие – что это связано со снижением демографических показателей, что польские школы закрываются наравне с литовскими.

Однако факт остается фактом. К примеру, сейчас стоит вопрос о закрытии самой старой польской средней школы им.Лелевеля в Вильнюсе. Это была когда-то первая польская школа, открытая после Великой Отечественной войны. Родители детей ездили в Москву выпрашивать у тогдашней власти разрешение на открытие. Сейчас в этой школе 500 учеников. По нормам этого недостаточно и власти планируют отдать здание литовской школе. В Литовской Республике проживает свыше 200 тысяч поляков. Борьба нацменьшинства за написание подлинных своих фамилий длится уже около 25 лет.

Удивительное в этой истории то, что нет твердой позиции Варшавы по защите прав польского меньшинства. Хотя, несмотря на обоюдное членство Литвы и Польши в ЕС и НАТО, отношения двух государств с каждым годом только ухудшаются. Поэтому ИАПЛ выступает в роли миротворческой площадки, незапятнанной в скандалах, с понятной программой и действиями, привлекая на свою строну все больше польско-русского меньшинства и литовского большинства.