Безматерный интернет
Депутаты и сетевики поспорили о том, нужно ли регулировать всемирную паутину.
"Как избежать нецензурной брани в интернете: саморегулирование или правовые ограничения?" – круглый стол на такую тему провела на днях в Госдуме председатель думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина. Зал был набит до отказа. Хотя это мероприятие готовилось задолго до начала летних каникул, многие связывали его с конфликтом, который произошел у депутата с одним из активистов гей-движения – он именно в соцсетях нанес ей оскорбления, в том числе и нецензурные. И поскольку в эту ситуацию вмешался Следственный комитет, открывший на гей-активиста уголовное дело, то ответ на вопрос круглого стола виделся однозначным: никакого саморегулирования быть не может, нужны только правовые ограничения.
Можно было предположить, что Мизулина, на своем личном опыте испытавшая, что такое интернет-хамство, будет выступать исключительно за жесткие меры. Однако глава комитета призвала сетевиков самим навести порядок в виртуальном пространстве. И несмотря на то, что интернет-сообщество имеет большие претензии к одному из авторов закона о "черных списках" в рунете, присутствовавшие на круглом столе согласились на конструктивную дискуссию.
Сразу отметим, что наиболее ожесточенно представители интернет-индустрии спорили не с Мизулиной, а между собой. Одни уверяли, что пользователи сети сами должны заботиться о получении безопасного контента, а лезть во всемирную паутину с какими-то законами бессмысленно и даже вредно. Другие настаивали на том, что это, мягко говоря, лукавство, потому что с интернетом можно сделать все, что угодно – вплоть до введения глобальной системы фильтрации вредоносной информации.
Но все эти разногласия проявились только к концу дискуссии, начиналась же она достаточно мирно. Мизулина сказала несколько общих слов о том, что нецензурная брань в сети недопустима хотя бы потому, что в интернете чуть ли не самыми активными пользователями выступают дети. Ссылки же на то, что мат – это часть русского языка и, дескать, даже у Пушкина можно найти стихи, где он употребляет крепкие выражения, глава комитета отвергла, напомнив, что великий поэт писал такие стихи исключительно для взрослых. Кстати, и при жизни самого Пушкина, и потом эти произведения не были доступны для всех, а публиковались в специальных академических изданиях. Свое вступительную речь Мизулина завершила словами о том, что надо всем вместе подумать, как избавить интернет-пространство от ненормативной лексики.
Председатель комитета ГД по информационной политике Алексей Митрофанов высказался более жестко. "Мат – это предтеча конфликта, даже если в дружеской компании и за бутылкой водки, особенно за Уралом, – заявил он. – И в рамках строительства новой системы нам выпала обязанность заняться профилактикой мата в интернете. Хотя, например, Российской ассоциации электронных коммуникаций хотелось бы, чтобы этот вопрос никогда не решали. Они защищают свободу своих площадок. Но нам, как политическим работникам, надо вычислить время, когда мы что-то заберем, а какие-то радостные доходы им дадим".
После этих слов в зале начался шум и перешептывания. Успокоить сетевиков попытался сенатор Руслан Гаттаров: "Государство не собирается блокировать интернет-сайты за мат, но интернет-сообщество должно вынуть голову из песка и начать очищаться". Он предложил сделать экспериментальной площадкой для отработки системы фильтров в интернете российские школы. И напомнил, что по нацпроекту все они получили доступ в сеть, но нацпроект закончился и теперь школьным интернетом никто не занимается.
Между тем, статистика запросов в поисковиках из этих школ просто пугает: примерно половина из них связана с детской порнографией. "Не охранники ли в ночное время этим занимаются?", – испуганно спросила Мизулина. А Митрофанов предположил, что это делают сами учителя. Гаттаров ответил, что эта версия может оказаться верной, поскольку именно летом статистика интернет-запросов из школ падает.
Первый зампред комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина ("Единая Россия"), которая вместе с Мизулиной написала заявление в СКР по поводу оскорбления ее тем же гей-активистом, предложила свои тезисы решения непростой задачи очищения виртуального пространства. По ее мнению, раз интернет и, в частности, социальные сети – это просто еще одна площадка для общения людей, то и в онлайне должны действовать те же законы, что и в реальности. То есть, за оскорбления и брань в интернете надо применять статьи из КоАП или даже УК. И тогда, подчеркнула Баталина, никакого особого регулирования в сети вводить не надо.
Большое время в дискуссии было уделено программным фильтрам для интернета. Какие они должны быть, кто их должен устанавливать и где они должны стоять? Исполнительный директор Лиги безопасного интернета Денис Давыдов, в частности, заявил, что программы фильтрования контента должны стоять по умолчанию, и только совершеннолетний пользователь будет получать право частично их отменять. Правда, заметил он, интернет-гиганты иностранного происхождения вряд ли прислушаются к предложениям из России. Хотя, например, в Великобритании тоже рассматривают вопрос создания сетевых фильтров по умолчанию.
Исполнительный директор Фонда содействия развитию технологий и инфраструктуры интернета Матвей Алексеев наоборот считает, что единой системы фильтров ввести не удастся. Мировая сеть потому так и называется, что она трансгранична, напомнил он. Так что единственно возможный путь таков: каждая отдельная российская семья должна самостоятельно решать, какие ограничения будут налагаться на домашний интернет. Алексеев упрекнул депутатов в том, что они не понимают или не хотят понять, что такое сеть. Поэтому "со свистом" принимают такие законы, от которых, по словам оратора, его самого и его коллег "бросает в холодный пот". После вашего очередного закона все может рухнуть, предупредил интернетчик. На что Гаттаров раздраженно заметил, что законодатели будут делать то, что посчитают нужным.
Расклад мнений на круглой столе в целом нарисовался такой: на одного выступающего с критикой "антиматерных" задумок было два, а то и три эксперта, категорически настаивающих на конкретных действиях уже сейчас. Правда, не все они представляли интернет-отрасль. И вот как раз один из последних – гендиректор ЗАО своего имени Игорь Ашманов в конце дискуссии не выдержал и раскрыл их главный секрет. Этот секрет оказался не коммерческого, а политического свойства.
Сетевые либералы, которые считают Госдуму "взбесившимся принтером", поведал Ашманов, "ведут борьбу с возможностью политической фильтрации". То есть, с возможным появлением некой подобной системы после того, как будет отработан, скажем, "антиматерный" фильтр. Кстати, сам Ашманов тоже не уверен, что противодействие матерной лексике окажется успешным. Однако, завершая дискуссию, это интернет-деятель сообщил, что, несмотря на все споры, законодательные ограничения в сети обязательно будут введены. Потому что этого хотят не только законодатели, но и народ – согласно соцопросам, до 85% граждан выступают против мата в интернете.
Комментарии
В 50-х годах плохо с сазаром было и что бы мы не растаскивали рафинад(куски с кулак были)на сахарницу вот такую фото вещали,что бы дети боялись.
Захотят обматерить, обматерят, и никакие фильтры не помогут.
Сейчас тоже некоторые сайты фильтруют, и обходится вся вставкой в слова каких-либо символов.
Сам писал защиту от мата, дело крайне неблагодарное.
И против кого применять статьи из КоАП или даже УК, когда я зайду с Wi-Fi в каком-нибудь кафе, и от имени Васи Пупкина обматерю кого угодно.
Блин как без мата то??? ну как? как ни глянешь новости сплошной ПИЗ**ц и Плият!
и после полугодичных процедур, возможно получится, без него...
А когда мат будет возвращаться для исправления, это постепенно будет воспитывать пользователей сети.
Как это всё делается:
10 опрошенных-8,5 потив мата=85% не, не бывает, (разве что в морге оживили кого?)
20 опрошенных-17 против=85% -как раз.
Список этих 17 человек:
1.мизулина
2.митрофанов
3......................
........................
17....................
ведь может получить... ся всяко
взорвется моцк от ерунды,
слетит с копыт старушка, на... пол...
Мож, старушка ему понравится.
Эта ГосДура серьёзно больна. На всю голову.
Как говорится - "Остапа понесло" - (С).
Так и 450 принтеров - на Охотном свирепствует законотворческая диарея
по запрещению всего и вся.