Сирийская война: Асад потерял стратегическую инициативу

На модерации Отложенный

В конце февраля казалось, что режим Асада, после пяти лет кровавой и изнурительной войны, наконец-то приблизился к победе. И всего за полгода до это многие считали, что дни Асада сочтены.

На волне успешного наступления мятежников в Идлибе и возникновения реальной опасности их прорыва в Латакию Иран обратился за помощью к Москве. Москва пошла навстречу запросу союзников, но в ее намерения никогда не входило увязнуть в новом Афганистане.

Как представляется сейчас, план России заключался в том, чтобы в достаточной степени усилить своих союзников, и в достаточной степени ослабить оппонентов с тем, чтобы подтолкнуть обе стороны к политической сделке.

Сирийская делегация приняла участие в переговорах в Женеве, но без всякого желания идти на уступки. Сам Асад публично заявлял, что его намерением является отвоевать всю страну. Это заявление подверглось критике со стороны России.

После этого Асад решил добиться "окончательной победы" в Алеппо. Две недели интенсивных бомбардировок и обстрелов не только убили множество гражданских - но и саму мирную инициативу в Женеве. Линии фронта, между тем, существенно не изменились.

На протяжении нескольких последних дней правительство безуспешно пытается перекрыть шоссе Кастелло - единственный маршрут снабжения мятежников в восточной части Алеппо.

Одновременно, Асад и его союзники утратили контроль над стратегически важным городком Хан Туман и прилегающей территории на юге Алеппо.

В ходе штурма Хан Туман иранцы, афганские про-асадовские милиции и "Хизбалла" понесли тяжелейшие потери.

Иран подтвердил гибель нескольких десятков гвардейцев, и, впервые признал, что его люди попали в плен. Речь идет о самом тяжелом поражении иранцев за весь период сирийской войны. Подробнее об этом можно прочитать в материале "Разгром в Хан Туман: дьявольское лукавство такфири и безразличие русских".

Сразу за этим последовал еще один тяжелейший удар - ликвидация командующего "Хизбаллы" Мустафы бадр эд-Дина в Дамаске.

Исламское Государство, между тем, возобновило активные наступательные операции в восточной части провинции Хомс, и с трех сторон окружило только что освобожденную при помощи российской авиации Пальмиру.

Асад снова утратил стратегическую инициативу. Почему? - Из-за снижения уровня поддержки российской авиации? - Возможно. Но почему это происходит? Потому что Россия стремится к политическому решению в Сирии, и, как заметил госсекретарь Джон Керри, у России нет никакого желания увязнуть в Сирии навсегда.

Для достижения политического решения необходимо привести Иран за стол переговоров. Иран, до сего дня, был самым непримиримым из союзников Асада. Снижение уровня российской военной активности в Сирии может быть направлено не только на снижение иранского влияния в этой стране. Россия сигнализирует Ирану, что без политического решения он продолжит нести болезненные потери, и исход битвы вовсе не обязательно будет в его пользу.