Иран отмыл миллиарды долларов под носом у «Моссада»

На модерации Отложенный

 2002 году генерал-майора запаса Меира Дагана назначили директором «Моссада». Главная задача, которую поставил перед ним тогда премьер-министр Ариэль Шарон, заключалась в торможении иранской ядерной программы. Преемники Дагана – Томер Пардо и Йоси Коэн – продолжили биться над решением этой проблемы. За минувшие  годы бюджет «Моссада» значительно возрос, а ряды спецслужбы пополнились новыми силами. Необходимость борьбы с атомными приготовлениями Ирана оправдывала все затраты.

В течение последних лет некоторые операции, приписанные Израилю, становились достоянием гласности. Диверсии на ядерных объектах в Натанзе и Парчине, ликвидация иранских ученых-ядерщиков, слежка за участниками переговоров с Ираном в Европе, и, самое главное – похищение иранского атомного архива. Но помимо этих широко освещаемых акций, действия против Ирана предпринимаются и в финансовой сфере. Эти тайные операции не сопровождаются стрельбой и взрывами. Здесь речь идет об отслеживании денежных потоков. Для того, чтобы делать ракеты и создавать атомную бомбу, нужно много денег. Для того, чтобы их достать, Ирану, уже давно находящемуся под международными санкциями, нужно прилагать немалые усилия.

Несмотря на действия Израиля, Иран значительно приблизился к созданию атомной бомбы – по оценкам специалистов, при желании ему потребуется для этого менее года. Об этом сообщает Ами Рохкес-Домбе на сайте Israel Defense. Три с половиной месяца нужны Тегерану для того, чтобы произвести необходимое количество высокообогащенного урана, и еще несколько месяцев, чтобы подготовить ядерный заряд к установке на том или ином носителе – ракете или самолете. Возникает вопрос: каким образом страна, живущая в режиме санкций, находящаяся под неусыпным наблюдением ЦРУ, «Моссада», а также немецкой и прочих разведок, смогла вплотную приблизиться к созданию атомной бомбы?

Турецкий след

Один из ответов на этот вопрос заключается в деньгах. В больших деньгах. Документы, утекшие из Бюро финансовых расследований (FinCEN), свидетельствуют о том, что десятки миллиардов долларов для Ирана были отмыты с помощью турецких банков. Известно, что человека, отвечающего за передачу чемоданов с наличностью, зовут Адем Карахан. Его босс – Реза Зарраб. С 2010 по 2015 годы они переправили в Иран не менее 20 млрд долларов. Судебное расследование этого дела выявило коррупцию в высших эшелонах турецкой власти.

«Свидетельские показания, данные Заррабом, крайне серьезно повлияли на американо-турецкие отношения, – говорится в одном из опубликованных документов. – Зарраб сообщил, что Реджеп Тайип Эрдоган лично дал указание о проведении запрещенных торговых сделок с Ираном. Зарраб также обвинил высокопоставленных турецких чиновников, в том числе бывшего министра экономики Зафера Чаглана, в получении огромных взяток за попустительство подобным сделкам». Все это происходило на протяжении восьми лет.

Следствие по делу Зарраба началось в 2016 году. Оно обнажило подлинные масштабы запрещенных сделок. «После того, как Зарраб был арестован ФБР во Флориде, Эрдоган в 2016-2017 годах пытался продолжить отмывание денег для Ирана, – говорится в том же документе. – Президент Турции лично связался с Дональдом Трампом и попросил его освободить Зарраба. Но это не принесло никакого результата. В обмен на смягчение наказания Зарраб признался в совершении ряда действий, направленных на отмывание капитала. Его показания помогли изобличить директора турецкого банка «Халкбанк» Мехета Хакана Атиллу. В будущем году, когда начнется суд над самим банком, Зарраб вновь выступит в качестве свидетеля».

В ходе телефонных интервью Адем Карахан рассказал о связи между бывшим президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом и родственником Эрдогана, занимающим в Турции высокий пост. «По словам Карахана, он начал работать в службе охраны Зарраба в 2006 году, – говорится в документе. – Тогда он еще не был вовлечен в операции по отмыванию денег. Впоследствии, с 2008 по 2013 годы, Карахан лично переправлял золото в Дубай и крупные денежные суммы в Иран, Россию, ОАЭ и другие страны. Он признался в создании подставных фирм, предназначавшихся для отмывания капитала».

Американские следователи полагали, что Зарраб начал свою противозаконную деятельность в 2010 году, однако Карахан сообщил, что она началась двумя годами ранее.

Зарраб оказался на этой позиции благодаря связям своего отца, хорошо известного в Иране предпринимателя, который был лично знаком с президентом Ахмадинежадом.

«Мы получали деньги – доллары, евро и дирхамы, – рассказал Карахан. – Селились в гостинице. Реза звонил мне и говорил: «Сегодня я встречаюсь с Ахмадинежадом. Мы ждали его на улице. Их встреча длилась около 20 минут. Понятно, что президент Ирана получал взятку. Без этого ни одна сделка бы не состоялась. Повсюду, где появлялся Зарраб, были взятки». Журналисты, интервьюировавшие Карахана, не смогли найти документальное подтверждение его слов о встречах Зарраба с Ахмадинежадом.

Как и его сын Реза, Хусейн Зарраб занимался отмыванием денег для иранского режима. Он использовал для этого созданную им в Дубае фирму Al Nefees. Впоследствии она была оштрафована в рамках введенных США санкций. «С января 2017 по апрель 2012 года Al Nefees перевела тысячам компаний, разбросанным по всему миру, 3,58 млрд долларов, – говорится в опубликованном документе. – Происхождение большой части этих денег вызывает серьезные сомнения».

Несмотря на это, сам Хусейн Зарраб ни разу не был оштрафован, он никогда не подвергался санкциям и судебным преследованиям в США. Это объясняется стремлением администрации тогдашнего президента США Барака Обамы доказать, что ядерная сделка с Ираном работает как следует. Кроме того, Обама не хотел лишний раз злить Тегеран.

Нефть в обмен на золото

До изменения режима американских санкций в июле 2013 года, Зарраб мастерски использовал так называемую «золотую щель», позволявшую Ирану вести торговлю драгоценными металлами. План «Нефть в обмен на золото», разработанный Заррабом, предоставлял иранским нефтяным компаниям возможность вкладывать свою выручку в турецкие банки.

Значительная часть иранских денег хранилась в «Халкбанке». Его директор Мехмет Хакан Атилла отсидел в американской тюрьме за участие в противозаконных сделках. После освобождения он вернулся в Турцию и возглавил крупнейшую биржу в Стамбуле.

Зарраб покупал золото везде, где только мог. Золотые слитки в чемоданах Карахан и другие его эмиссары доставляли в Дубай – один из крупнейших мировых рынков по торговле драгоценными металлами. Средства, вырученные от их продажи, направлялись для закупки необходимой для Ирана продукции, которую сам Иран в силу действующего режима санкций никак не мог приобрести.

Вмешательство президента США

Некоторые утверждают, что президент США Дональд Трамп пытался воспрепятствовать расследованию по делу «Халкбанка». Это банк участвовал в отмывке денег, использовавшихся Ираном для финансирования своей ядерной программы и наращивания военной мощи.

Сайт justsecurity  утверждает, что Трамп пытался помешать ходу следствия. «У нас есть сведения, что Трамп, по просьбе Эрдогана, поручил генпрокурору США Уильяму Барру защитить «Халкбанк», – говорится в сообщении сайта. – Можно предположить, что сам Эрдоган был замешан в этой программе. Барр попытался выполнить поручение Трампа, но у него ничего не вышло. Прокурор Южного округа Нью-Йорка Джеффри Берман оказал ему упорное сопротивление».

В 2013 году турецкая полиция начала расследование, в результате которого обвинения в коррупции, отмывании капитала и контрабанде золота были предъявлены 60-и гражданам, в том числе управляющему «Халкбанком» Сулейману Аслану и бизнесмену Резе Заррабу. Эрдоган объявил все это инсинуациями и обвинил в возбуждении дела своих политических противников и посла США в Турции. 350 сотрудников полиции были уволены из ее рядов. Прокуратура Турции отменила обвинительные заключения, выдвинутые против участников этого дела.

В конце концов, Зарраб был арестован в США, и тайная система, с помощью которой для Ирана были отмыты миллиарды долларов, стала явной. Где же были в это время все западные спецслужбы, включая «Моссад»? Этот вопрос остается открытым.

 «Детали» - в сотрудничестве с Israel Defense, Б.Е.
На снимке: президент Ирана Хасан Рухани.
Фото: Iranian Presidency Office via AP˜