Афганистан, Ближний Восток и борьба "великих держав"

На модерации Отложенный

США осуществили свою цель и вывели свои войска из Афганистана до 20-й годовщины терактов 11 сентября, но можно ли всерьез говорить об окончании одной из "бесконечных войн"? Как повлияют события в Афганистане на ситуацию в Средней Азии и на Ближнем Востоке? И каков на самом деле вес так называемой "моральной победы", одержанной Талибаном над американской супердержавой?

Сюрприз без сюрприза

Почти три года назад президент США Дональд Трамп заявил о своем намерении вывести американские войска из Афганистана и ради осуществления этой цели пошел на переговоры с движением Талибан — террористической группировкой, основным источником дохода которой является наркоторговля. Для тех, кто не следил за тем, что происходило в Афганистане на протяжении последних 20 лет, это решение стало сюрпризом (как и решение Байдена реализовать этот план и претворить его в жизнь), однако суровая правда жизни заключается в том, что Талибан являются неотъемлемой частью жизни и политики в Афганистане. За ними стоят пуштунские племена, наркоторговцы, религиозные лидеры и местные авторитеты, и за два десятка лет присутствия в Афганистане потеснить талибов или создать в противовес им альтернативную силу не удалось. США признали этот факт достаточно давно, и именно поэтому их союзники — Катар и Пакистан — поддерживали тесные отношения с талибами все эти годы.

Ситуация в сфере безопасности все эти годы была плохой, если не ужасающей, афганской армии не удавалось предупреждать и отражать нападения и теракты, за которыми стояли люди Талибан, а правительство Афганистана, вначале Карзая, а затем Гани, купалось в коррупции. Построить "новый дивный мир" в Кандагаре, Мазар и-Шерифе и Кабуле американцам не удалось, а оставаться по инерции — не хотелось. Никто не был готов к столь стремительному падению афганского режима, однако мало кто из аналитиков и экспертов был уверен в том, что он долго устоит после ухода американцев. После грандиозного фиаско в Ираке, где вместо демократии появился на свет еще один коррумпированный режим, а Иран усилил свое влияние, Афганистан уже не мог быть сюрпризом. Вопрос, почему американцам не удается построить функционирующие институты власти и хоть сколько-нибудь устойчивый и умеренный режим в таких странах, как Ирак и Афганистан, обсуждается уже немало лет, но это уже совсем другая история.

 

Обратно, в Средневековье

Несложно представить, как будет выглядеть Афганистан сегодня, после победы Талибана: к власти в стране пришли наиболее реакционные силы, которые на данный момент изо всех сил стараются произвести хорошее впечатление на международную прессу. За прошедшие годы лидеры движения осознали важность пиара и намерены приложить кое-какие усилия для того, чтобы заверить мир в том, что пока воздержатся от публичных казней женщин, обвиняемых в прелюбодеянии, и расстрела обладателей смартфонов. Однако идеологическое ядро у талибов осталось прежним: речь по-прежнему идет о радикальной исламской террористической организации, которая намерена насаждать свою идеологию огнем, мечом, Калашниковым или палкой. Если в Кабуле лидеры движения намерены на первых порах соблюдать какие-то приличия, то за его пределами Талибан ведут себя так же, как и всегда, сея смерть и страдания.

Победа была одержана талибами с легкостью, потому что сопротивление было очень слабым или же его не было вообще. Однако вполне возможно, что со временем возродится в той или иной форме Северный Альянс, который будет бороться с талибами за власть и влияние, а их власть будут оспаривать и другие радикальные исламистские образования, такие как ИГИЛ.

На деле это означает продолжение гражданской войны, новые потоки беженцев, буйную торговлю наркотиками, голод и нищету.

 

Как падение Кабула повлияет на Среднюю Азию и Ближний Восток?

Новый Афганистан представляет немалую опасность для постсоветских стран Средней Азии, таких как Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Это и наркоторговля, и экспорт радикального ислама, и возможная военная угроза в обозримом будущем. На территории Афганистана найдут прибежище те, кого изгнали из других стран Ближнего Востока и Северной Африки, — ИГИЛ, Аль-Каида и другие террористические организации. Некоторые из них там уже представлены.

Точно так же как и ХАМАС в Газе, и Хизбалла в Ливане, Талибан будут совмещать управление страной с террористической деятельностью и наркоторговлей, и Афганистан станет "черной дырой" региона. Последствия падения Кабула будут ощущаться и по всему Ближнему Востоку: у международного террора вновь появилась своя территория, а кадры "бегущих американцев" наверняка многим придали воодушевления и уверенности. В моральном плане нельзя недооценивать эти драматические кадры — ведь в свое время односторонний выход Израиля из Газы окрылил ХАМАС и во многом содействовал его победе на выборах в ПА в 2006 году. Точно так же стремительный выход США из Афганистана, без каких-либо договоренностей и гарантий, окрылит джихадистов от Пакистана до Ирака. Последствия могут быть плачевными.

 

Конец американскому влиянию в регионе?

Проиграла ли Америка, покинув Афганистан через 20 лет после начала "войны против террора"? С точки зрения противников "бесконечных воин", которые указывали на тщетность американской деятельности в Афганистане, выход не мог не быть болезненным, но и избежать этого было нельзя. Трудно поспорить с теми, кто предъявляет фотографии павших американских солдат и потраченные на эту страну миллиарды долларов. Однако сегодня нет никаких сомнений и в том, что США потерпели немалый репутационный ущерб, который трудно перевести на доллары и центы.

Состязание "великих держав" усиливается, и поспешный выход США из Афганистана безусловно на руку Китаю, а также России. Тщетные попытки афганцев, цепляющихся за шасси улетающего американского самолета, лишь подтверждают теорию о том, что "американцы бросают своих союзников" — будь то президент Мубарак, сирийские курды или афганцы. США сознательно шли на сокращение влияния на Ближнем Востоке и в Средней Азии — эта тенденция началась с Обамой, продолжилась с Трампом и сейчас торжествует с Байденом. США надоела роль международного полицейского, который должен за все платить и везде проливать кровь. Но тогда и не стоит удивляться, если в Афганистане усилится влияние Китая и России, а также союз всех этих стран с Ираном, что на Ближнем Востоке будут все чаще обращать взор на Москву и Пекин как на гарантов региональной стабильности и у них же покупать оружие. Эра американской гегемонии, начавшейся с распадом СССР, прошла, и это хорошо понимают союзники США на Ближнем Востоке и в Азии. Выход из Афганистана — это конец эпохи, символ нового времени, где возникнут новые полюса и союзы.

 

Источник: "РеЛевант"