А что в России ?

На модерации Отложенный

А что в России?

Тем временем в России в верхах сложились два клуба по интересам: сторонники противостояния с США и сближения с Китаем и сторонники смены вектора с китайского на западный.

В антизападном лагере также есть две группы: сторонники наращивания военного потенциала, способного причинить существенный ущерб США в случае прямого ядерного конфликта, и балансирования затем на грани такого конфликта, и сторонники череды малых и гибридных войн, ни одна из которых не будет достаточно значима, чтобы вызвать столь серьезную конфронтацию с Западом, но которые в сумме обеспечат расширение и укрепление российского влияния. Правда, это деление довольно условно и больше связано с причастностью к откатам от одних или других видов деятельности. 

Эти группы одновременно и соперничают, и дополняют друг друга, и обе не говорят о том, что Китай переваривает восточную часть России. Такая избирательность восприятия связана с их близостью к "коллективному Путину", который видит в Китае единственную страну, способную в будущем надежно укрыть Путина и Ко от выдачи новым российским властям на неопределенно большой срок и даже спрятать у себя часть их денег. Правда, деньгами придется основательно поделиться, но есть шанс, что отберут не все. Это, конечно, не исключает проживания на Западе родственников кремлевской верхушки, к которым сложнее предъявить претензии, и хранения там части их капиталов, но именно Китай обеспечит Путину и Ко надежный тыл.

Все, кроме этого обеспечения, в отношениях Москвы и Пекина полная фикция: торговля между странами с 2014 г. выросла незначительно, российские ресурсы сбываются в Китай по бросовым ценам и ни о каком партнерстве с Россией нет и речи. Путину просто выгодно сливать Россию в Китай.

Китай не хочет связывать себя договорами об ограничении вооружений, и особенно ДРМСД, по нескольким причинам. Во-первых, Пекин не получит от отказа от РМСД никаких выгод. Во-вторых, граничащий с Китаем регион весьма беспокойный, так что РСМД с ЯО - самое то, что ему нужно. В-третьих, Китаю предстоит поглощать и укрощать рухнувшую Россию, охваченную гражданской войной, когда откуда сбежит Путин, а такой сценарий вероятен, и чем дольше Путин еще продержится у власти, тем он вероятнее. 

В прозападном же клубе российских функционеров понимают, что бегство в Китай хорошо лишь для тех, кто уже не сможет договориться с Западом о списании грехов и легализации неправедно нажитого в обмен на сотрудничество. Для тех же, кто может рассчитывать на это, Запад намного привлекательнее. Платой за прощение станет сдача под протекторат США России - за вычетом того, что успеет отхватить от нее Китай.  

Американские рупоры этой группировки, такие как политологи Дмитрий Саймс и Томас Грэм, публиковавшие после избрания Трампа большие статьи о том, как привлечь Путина в союзники США против Китая, или президент Американского университета в Москве Эдуард Лозанский, за день до встречи Болтона с Путиным высказавший аналогичные идеи в The Washington Times, выступают посредниками между российскими сторонниками смены вектора и американской администрацией, заинтересованной в приходе в Кремль прозападных сил. До сдачи Украины как страны безнадежно коррумпированной и потому не заслуживающей поддержки, о чем пишет Лозанский, дело, конечно, не дойдет - этот вброс рассчитан на расширение поддержки таких идей в России. Но, несомненно, США нашли бы способ поддержать антикитайский дворцовый переворот, пусть он и не затронет основ кремлевского режима. С другой стороны, перспектива такого переворота может быть использована для психологического давления на Путина в противовес его гибридным угрозам. Ужесточение санкций объективно ведет к тому, что даже в ближайшем окружении Путина могут возникнуть соблазны принести его и несколько одиозных фигур в жертву.

Сценарии конфронтации и исторические параллели

Но самого Путина и его ближний круг сплачивают причастность к преступлениям, слишком серьезным, так что любое западное правительство под давлением общественного мнения вынуждено будет рано или поздно отдать их под суд, и никакое сотрудничество им не поможет. Это означает для них безальтернативность курса на Китай.  А то, что Путин регулярно укрепляет свое окружение креатурами из личной охраны, всем ему обязанными и полностью от него зависимыми,  уменьшает и шансы успешного дворцового переворота.

Жесткая привязка Кремля к Китаю гарантирует конфронтацию России с Западом, независимо от готовности последнего идти на уступки, поскольку в этом заинтересован Пекин. Низкие шансы на дворцовый переворот означают, что нынешний "коллективный Путин" останется у власти еще лет на пять–десять как минимум, пока экономические трудности не достигнут критической отметки. В сумме это дает высокую вероятность локальных неядерных прокси-войн на ближневосточном, африканском и даже восточноевропейском ТВД с фоном в виде ЯО, которым обладают, не прибегая к нему, противостоящие стороны.

О вероятности такого сценария говорит и бюджет РФ на 2019-2021 гг. с беспрецедентно высоким профицитом в 1,932 трлн руб. в 2019 г., причем 17% бюджетных расходов засекречены, а стабфонд к 2021 г. планируется нарастить до 14 трлн руб. Расходы же на социальную политику с учетом инфляции снижаются примерно на 15% ежегодно. Все это обеспечивает хорошую основу для военных авантюр. 

Но российский ВПК не в состоянии производить даже ударные беспилотники, не говоря уже о реализации мультипликационных фантазий вроде ракет с ядерным двигателем. Его производственные возможности ниже, чем даже те, которыми располагал поздний СССР. Это означает, что в реальности Путин сможет воевать только сухопутными войсками, преимущественно наемными,  в Украине, Сирии, Ливии. Году к 2024 г., в условиях падения доходов населения, возможны и новые авантюры: Балтия и Беларусь. Беларусь проглотят мгновенно, прикрывшись "волей белорусского народа", а Балтию, если акт Россия–НАТО 1997 г., запрещающий размещение "существенных контингентов вооруженных сил на постоянной основе восточнее границ бывшей ГДР" не будет к тому времени денонсирован, оккупируют молниеносным сухопутным ударом, так что основной контингент НАТО, базирующийся от Польши до Великобритании, просто не успеет прийти на помощь.

Правда, Путин при этом столкнется со скверным качеством человеческого материала, имеющегося в его распоряжении. Запасы чеченцев, ингушей и бурятов ограничены, а русские, как любые носители рабской психологии, скверные солдаты, что неизменно  обнаруживалось на поле боя. Столетие окончания Первой мировой дает хороший повод вспомнить, как она начиналась и каковы были ее итоги для России.

Хотя большая европейская война назревала задолго до 1914 г., непосредственным поводом для нее все же стал российский гибридный авантюризм с использованием сербов - извечной российской прокладки. Когда же убийцы эрцгерцога Фердинанда, вооруженные на деньги Петербурга, были пойманы, а их связи с сербским правительством доказаны и Сербию потянули к ответу, Россия, использовав систему договоров, втянула в войну против Германии, поддержавшей Австро-Венгрию, Францию и Великобританию.

Русские сразу показали себя никудышными вояками. Чаще, чем кто бы то ни был, они сдавались в плен и дезертировали. С первых же дней войны их можно было гнать в бой, только подперев пулеметами либо посулив возможность грабить мирное население. Грабеж захваченной Восточной Пруссии носил беспрецедентные масштабы и поощрялся на уровне генералитета, активно в нем соучаствовавшего.  Когда же грабить было нечего, русская армия разбегалась, притом в таких масштабах, что уже на четвертом месяце войны, в ноябре 1914 г., за попытку добровольной сдачи в плен пришлось вводить смертную казнь, а за попадание в плен при других обстоятельствах - обещать после войны каторжные работы.  Впрочем, это не сработало, и всю войну русские массово сдавались и дезертировали. Отдельные фанатики с вынесенными пропагандой мозгами, все эти женские, "железные", ударные, смертников, инвалидов (даже командир был на протезах) и прочие ура-батальоны, создаваемые пиара ради, годились только для показа и ничего не меняли по сути дела.

А когда в 1917-м власть и армия рухнули, новая российская власть легко кинула вчерашних союзников, которых Россия сама же и втянула в мировую бойню. Притом не просто вышла из войны, но и предоставила Германии свои ресурсы для ее продолжения, так что если бы не вмешательство США, центральные державы могли бы избежать поражения, сведя все к почетно-сепаратной ничьей. 

Эти исторические факты, свидетельствующие о неспособности русских воевать иначе, как заваливая противника трупами своих солдат, подпертых сзади карательными частями, что повторилось и во Вторую мировую войну, полезно вытаскивать на свет именно сейчас. Не для того, конечно, чтобы образумить Путина, идущего в узком коридоре, выстроенном для него китайцами, а для того, чтобы добавить очков и влияния партии смены власти как силе, способной не допустить втягивания России в гибельные для нее локальные мясорубки. Такая агитация, если вести ее последовательно, способна сильно поднять шансы прозападного дворцового переворота. Большевики и германский Генштаб начинали с меньшего и добились успеха.

Именно такой посыл и должен увезти с собой из Парижа Путин, панически боящийся судьбы Павла I. Это важно потому, что Путин вовсе не герой, напротив, он трусоват и, поддавшись панике, совершает хаотичные и ошибочные действия, а это сейчас очень желательно. 

Право же, хоть бы кто-нибудь подарил Путину табакерку как напоминание о судьбе Павла. Можно даже с каким-нибудь лживо-патриотичным сюжетом из Первой мировой вроде "атаки мертвецов" - этого прообраза "героев-панфиловцев".

  • Ильченко Сергей