Дворкович поработает с альтернативной энергетикой

На модерации Отложенный

Инновационная «зеленая энергетика» при всей своей перспективности не слишком беспокоит правительство. Нефтяная «кормушка» настолько привычна, что отвлекаться на какие-то другие проекты им некогда. Так что курировать это инновационное направление станет уже знакомый по работе в ТЭК и энергетике Аркадий Дворкович.

Вопрос обсуждался накануне, в рамках заседания президиума совета по модернизации экономики и инновационному развитию России с участием премьер-министра Дмитрия Медведева. Именно он считает, что «тема обширная, большая и, конечно, перспективная, хотя и, скажем откровенно, непростая для нашей страны». Причем речь тут идет не только о выработке энергии, но и о получении различных веществ, материалов, которые в свою очередь довольно активно используются в медицине, ветеринарии, сельском хозяйстве, в легкой и пищевой промышленности, в строительстве, а также для такой важной темы в нашей стране, как реабилитация экологически загрязненных территорий. И, как известно, такие материалы можно синтезировать из самых разных отходов – и бытовых, и сельскохозяйственных.

В мире это считается одним из самых перспективных направлений технологического развития. Рынок формируется «практически на наших глазах, возникают и стремительно растут его новые сегменты. Так что, уверен премьер, «Россия обладает значительным ресурсным потенциалом... Мы должны сосредоточиться на развитии высокотехнологичных зеленых производств по переработке биологического сырья и использовать существующий научный и образовательный потенциал». При этом Дмитрий Медведев считает, что «никакая отрасль не будет развиваться до тех пор, пока коммерческие структуры, пока предприниматели не почувствуют, что на этом можно зарабатывать деньги. И нам нужно этим заниматься». И именно этим будет заниматься Аркадий Владимирович Дворкович.

Хотя, добавил глава правительства, «просто исходя из того, каким образом у нас устроена процедура принятия решений, я просил бы коллег по правительству все-таки определить ведомство». «Я вам скажу прямо: мне, откровенно говоря, все равно, кто будет за это отвечать: если Минэкономразвития – пожалуйста, если Минпром – пожалуйста, если Минсельхоз – пожалуйста. Но тогда нужно, чтобы мы приняли ответственное решение о том, что это финальный участник всех этих совещаний и мероприятий», – заявил премьер, указав, что «невозможно создавать под каждое направление отдельное ведомство». Тем более что есть межотраслевые направления.

И в самом деле, до сих пор за развитие альтернативных источников энергии и биотехнологий отвечали разные ведомства, в том числе Минэкономразвития, Минпромторг, Минсельхоз, и это создает сложности в работе. Сам же «назначенец» добавил, что в правительстве уже тоже существует рабочая группа, которая занимается этой проблемой, а координатором работы является Минэкономразвития. Ситуация напоминает известную басню «Лебедь, рак и щука», только в общероссийском контексте. Так что назначение общего отвечающего за направление нужно воспринимать, в принципе, позитивно. Но вот будет ли эффективна работа нового руководителя направления – тоже еще вопрос.

Аркадий Дворкович занимает ряд ведущих позиций во власти. Так, с мая 2012 года он – заместитель председателя правительства Дмитрия Медведева. В 2008-2012 годах был помощником президента. Ранее – начальник экспертного управления президента России Владимира Путина (2004-2008), заместитель министра экономического развития и торговли РФ (2001-2004). При этом фигура очень спорная. Всем известна история работы помощника президента с ТЭКом, сторонником приватизации которого он является. Именно с этой позицией многие эксперты связывают прочные отношения Дворковича с властью. Бродят и довольно любопытные коррупционные слухи о его связях с братьями Билаловыми.

Широко обсуждалась история выступления Аркадия Дворковича перед нефтяниками и энергетиками 9 июня 2012 года, после его назначения куратором ТЭК. Он очень старался произвести впечатление на старожилов отрасли, однако те плохо воспринимали человека, который ни минуты в своей жизни не руководил реальным предприятием. Более того, по рассказам присутствующих, под конец совещания половина участников едва сдерживала зевки, а другая – смех. Невежество многолетнего президентского советника изумляло. Результатом совещания стало то, что топ-менеджеры отправились в Кремль к Владимиру Путину, умоляя избавить их от вице-премьера.

Энергетика, которая тоже не избежала приватизационных инициатив, – вообще отдельная песня. Например, в середине февраля прошлого года сам президент неожиданно потребовал разобраться с ситуацией в российской электроэнергетике, обратив внимание на сомнительные строительные подряды в «Русгидро» и просрочки платежей со стороны энергосбытовых компаний. Большая часть претензий президента адресована к тем компаниям и проектам, которые непосредственно курировал именно вице-премьер.



Впрочем, социальные инициативы вице-премьера тоже стоит изучить: пенсионный возраст надо увеличивать, а студентов – лишать стипендий. А инновации в Сколково надо развивать за счет гольф-полей и клубов, чтобы бизнесменам было где встречаться.

Так что «альтернативка» повторит путь ТЭКа. «Аркадий Дворкович в силу своей политической репутации сможет дать делу альтернативных источников энергии большую огласку, но дальше этого процесс не пойдет: чтобы развивать этот сектор, нужно перенимать иностранный опыт и модернизировать имеющиеся в России мощности, а это долго, дорого и инвестиционно невнятно. Российский бюджет не может себе этого позволить, а без государственных дотаций сегмент не тронется с места, – говорит аналитик МФЦ Анна Линевская. – Вероятнее всего, спустя время Дворкович сообщит, что работа идет, но медленно, и переключится на более «земные» и прибыльные темы. У России есть потенциал развития «альтернативки», но делать это должны ведомства при господдержке в консорциуме со специалистами, а не один политик с отсутствием опыта в этой сфере».

Между тем потенциал развития альтернативных источников энергии действительно высок, считает управляющий активами TNO Capital Александра Лозовая. Большая территория с различными природными и климатическими условиями создает предпосылки для развития наиболее перспективных направлений – небольших гидроэлектростанций, ветряных и солнечных станций. Такие проекты есть у «Роснано», «Реновы», «Русгидро», «Газэнергостроя», «Альтэнерго» и других. Однако при текущих ценах на энергоносители и электроэнергию потребность развития альтернативных источников энергии в России низкая. В большинстве случаев это невыгодно, если говорить не об отдельных домохозяйствах (здесь есть свои истории успеха), а об использовании в бизнесе.

Так что, в отличие от прогнозов бурного роста потребления энергии в мире, которые являются основным стимулом развития альтернативной энергетики, в России дела обстоят менее радужно. Так, например, в 2013 году потребление электроэнергии в России сократилось на 0,6% на фоне стагнации в экономике. То есть существующие мощности с лихвой покрывают имеющийся спрос, а наиболее острый вопрос – их модернизация из-за высокой степени износа, а не строительство новых мощностей на возобновляемых источниках. «Грубо говоря, до развития альтернативной энергетики нам еще надо «дорасти», и решить для начала проблемы существующей энергетической системы, в частности, проблему перекрестного субсидирования. Решение этого вопроса вполне может дать стимул для более высокого интереса к развитию и внедрению «зеленой» энергетики в российские домохозяйства», – полагает эксперт.

Альтернативная энергетика в последние годы действительно развивается быстрыми темпами, отмечает главный специалист отдела ценных бумаг банка «Интеркоммерц» Иван Кибардин. Это происходит в том числе благодаря финансовой поддержке со стороны властей большинства стран. На Западе, например, это объясняется желанием ликвидировать сырьевую зависимость от нестабильных арабских режимов, в результате чего появились биотопливо и сланцевая нефть. Самые высокие темпы роста показывают солнечная и ветровая энергетика (плюс 58 и 18,1% по итогам 2012 года). Но, действительно, пока их доля в общей структуре альтернативных источников невелика. Более 40% альтернативной энергетики занимают гидроэлектростанции, которые не имеют столь существенных темпов роста (+4,3%), в то время как мировое потребление газа растет на 2,2%. Все это означает, что в ближайшее время революционных изменений в секторе не предвидится.

Поэтому, считает эксперт, делать ставку на новые источники и сбрасывать со счетов нефтяные компании нелогично из-за того, что инвесторы с осторожностью относятся к новым источникам энергии. Отдача от инвестиций в газовые и нефтяные месторождения и спрос на них вполне понятны и предсказуемы, тогда как отдача от возобновляемых источников энергии и их эффективность пока вызывают вопросы. В дальнейшем доля возобновляемых источников в мировом балансе будет расти, и говорить о том, что сейчас альтернативная энергетика начинает вытеснять традиционные более доступные и дешевые виды энергии, преждевременно. Во-первых, традиционная энергия значительно дешевле альтернативной, и на фоне все более растущих долгов и бюджетных дефицитов мировых стран (а в связи с этим – и сокращения бюджетных расходов) тратить большие деньги на развитие подобной энергетики готовы далеко не все.

Так или иначе, теперь Дворковичу предстоит заниматься этой «ненужной» альтернативной энергетикой, ну и плюс, в соответствии с мнением премьера, усиленно привлекать к работе коммерческие структуры. Не так уж и сложно догадаться, что из этого может получиться.