Доигрались? К чему привела многовекторность Украины?

На модерации Отложенный

Несмотря на огромные усилия, которые тратит украинское правительство, чтобы заручиться поддержкой и Запада, и России, неопределенная позиция страны уже начала раздражать не только соседей, но и Брюссель. И об этом украинские власти уже поставили перед фактом и те, и другие. При этом на словах Украина вроде как давно уже определилась с выбором: евроинтеграция является приоритетом во внешнеполитическом курсе государства.

Тем не менее, несмотря на это, подписание договора об Ассоциации с Европейским Союзом до настоящего момента остается под большим вопросом. И причина тому не только «отсутствие демократии и несовершенство судебной системы», но и желание Киева найти приемлемый формат отношений со странами-участницами Таможенного Союза. Все это в итоге не могло не привести к тому, что страна практически оказалась в международной дипломатической и политической изоляции. По крайней мере, именно об этом идет речь в докладе, который был подготовлен экспертами Центра системного анализа и программирования (г.Киев). По словам авторов доклада, нечто подобное можно было наблюдать не только в годы президентства В.Ющенко, но уже через год нахождения у власти В.Януковича. При этом с каждым годом ситуация все более осложняется, а изоляция становится плотнее.

И Россия, и ЕС больше не считают себя связанными какими бы то ни было дипломатическими нормами, поэтому большинство официальных встреч с украинскими властями больше походили на строгий выговор, чем разговор равноправных партнеров, считают авторы. Ростислав Ищенко, директор Центра, уверен в том, что столь плачевное состояние восприятия украинского государства в мире было вызвано в первую очередь неверным внешнеполитическим курсом, который проводился политическим руководством. Суть его заключалась в том, чтобы приложить все усилия и вернуться к реализации теории многовекторности. Но в настоящее время это не возможно. Напомним, Америка посчитала украинскую многовекторность неприемлемой для себя еще в начале нового века. Именно тогда, уверен Ищенко, и были предприняты меры, которые привели к смене правительства (стоит вспомнить скандально известные пленки майора Мельниченко, дело журналиста Г.Гонгадзе, проведение акции «Украина без Кучмы» и последовавшая за ней оранжевая революция). После всех этих событий Россия также посчитала, что украинская многовекторность не может быть выгодной для нее.

 


Все это в итоге и привело к тому, что в настоящее время давление на украинское правительство проводится с двух сторон. Но ситуация осложнена еще и тем, что украинское государство без внешних денежных вливаний долго не продержится. Об этом говорит и директор Института стран СНГ в Украине В.Корнилов. Он уверен в том, что возвращение к политике многовекторности невозможно, но это почему-то не приходит в голову тем политикам, которые проводят внешнеполитический курс страны. Эксперт также уверен в том, что от интеграции с Евросоюзом Украине следует отказаться как можно быстрее, потому как население страны даже приблизительно не представляет себе, какими негативными последствиями для страны может обернуться реализация договора об Ассоциации (если до этого дойдет дело). Никто из украинцев в деталях не знаком с данным документом. А между тем, аналитики Института детально проанализировали его, и пришли к выводу, что это - программа деиндустриализации страны. Реализация программы, по мнению Корнилова, приведет к гуманитарной и социальной катастрофе. Чтобы избежать этого, у украинского правительства есть только один выход - интегрироваться в Таможенный Союз. И чем скорее это будет сделано, тем лучше для государства. Времени у Киев на самом деле не так много, ровно столько, сколько Москва и Брюссель смогут позволить себе ждать смены власти в Украине. При этом эксперт отмечает, что и Европейский Союз, и Америку подобное положение дел вполне удовлетворяет, поскольку они уверены в том, что в следующий раз к власти в Украине придут русофобы. Позиции и самого Януковича, и его партии очень ослабели за последнее время, и никакой другой политической силы той же направленности, способной их заменить, не существует. Вместе с тем, России неопределенная позиция украинских властей также на руку, потому как чем дольше Киев будет отказываться от вступления в Таможенный Союз, тем больше он тем самым будет разрушать экономику страны. Таким образом, политсиле, пришедшей на смену сегодняшнему правительству, достанется малоэффективное государство, находящееся практически на грани банкротства. Поэтому и в дальнейшем у Украины особого выбора не будет: либо присоединиться к Таможенному Союзу, либо окунуться в гражданскую войну.

Более того, по словам Коновалова, после таких потрясений Украина просто не сможет восстановиться как самостоятельное государство, поэтому вполне может стать частью России. К тому же, выбор в пользу Евразийского Союза может помочь В.Януковичу оставаться у власти и после новых президентских выборов 2015 года.

Некоторые эксперты идут еще дальше в своих прогнозах. Они говорят о том, что в конечном итоге Россия и Запад могут вполне придти к заключению, что Украина только мешает развитию их отношений, что еще больше усугубит ее изоляцию. Поэтому совершенно не понятно, какие мотивы руководят ими в постоянном маневрировании между выгодой от ЕС и не меньшей выгодой от России. Очевидно одно: ни один из этих мотивов не несет реальной пользы ни политическому руководству, ни стране в целом.

С одной стороны совершенно очевидно, что украинское руководство пытается доказать, что оно способно создать проблемы своему северному соседу, но в то же время оно не задумывается над тем, что достижение подобных целей возможно только путем создания проблем Западу. С другой - украинские власти уже показали, что проблема поставок газа в Европу зависит не только от России, но и от Украины, очевидно, пытаясь этим доказать, что Европа обязана считаться с Украиной в той же мере, что и с Россией. Но на практике Киев доказал лишь то, что Украина в качестве независимого государства является для Европы лишним звеном в цепочке обеспечения ее голубым топливом, очередной проблемой.

Таким образом, поведение Украины на международной арене с одной стороны стало неким катализатором для политических элит в поисках альтернативных путей поставок газа. С другой стороны - эти же политические элиты начинают наводить на мысль о том, что вместо независимой Украины в качестве буфера между ЕС и Россией лучше было бы иметь общие границы...

На первый взгляд может показаться, что никаких особых проблем с этим нет - нужно просто включить Украину в ЕС. Но в действительности Европарламент не очень-то стремится сделать это, ведь подобное решение вовсе не является выходом из положения. Скорее - это появление новой проблемы, в силу несостоятельности и неадекватности украинской политической элиты. Вообще говоря, поведение украинских властей воспринималось Западом вполне нормально до тех пор, пока он был уверен в том, что Киев будет создавать проблемы исключительно для России. Когда же оказалось, что украинские власти на этом останавливаться не намерены, и замахнулись на европейский комфорт (ставший общерегиональной идеей), отношение к ним кардинально изменилось.

Поэтому не исключено, что в скором времени многие начнут задаваться вопросом: зачем нужна независимая Украина? И тогда останется либо создать в стране дееспособное руководство, которое будет точно знать, что лучше для государства, либо же над украинским государством будет установлен совместный международный контроль, либо контроль отдельных стран за некоторыми историческими украинскими регионами...

На фоне всего вышесказанного у украинских властей есть один выход - пойти на интеграцию с Москвой, тем более что большинство населения поддерживает такой курс страны. И вроде бы дело сдвинулось с мертвой точки. По крайней мере, украинский премьер-министр Н.Азаров заявил 19 марта текущего года о том, что украинское правительство ведет переговоры, целью которых является получение статуса наблюдателя при Евразийском Союзе. Кроме того, в прессе появилась информация о том, что рабочие группы двух стран договорились об ассоциированном членстве Украины в Таможенном Союзе. Правда, Д.Медведев в определенной мере эту информацию опроверг, заявив о том, что украинские представители очень любят поговорить о присоединении «три плюс один». Но на практике ничего подобного быть не может: наблюдение - значит наблюдение, полноценное членство - значит ратификация всех необходимых документов.

Вместе с тем, эксперты уверены в том, что никакой выгоды от членства Украины в ТС Россия не получит. Ни Россия, ни другие участники Союза не заинтересованы в предоставлении каких бы то ни было преференций Украине. Поэтому, если ассоциированное членство и состоится, то оно будет чисто формальным.

По мнению политолога Павла Святеникова, именно Украина является ключевым государством в плане создания интеграционной группировки на постсоветском пространстве. И если в будущем возникнет экономический или политический союз между Украиной, Россией и Белоруссией, то тогда смело можно будет говорить о появлении большого европейского центра, альтернативе Европейскому Союзу.