Почему Обама оказался прав, выдворив российских дипломатов

На модерации Отложенный

Когда на прошлой неделе президент США Барак Обама выслал из Соединенных Штатов 35 российских дипломатов и закрыл два российских объекта, один из которых осветили в СМИ как «шикарную дачу» на берегу Чесапикского залива, критики высмеяли этот шаг, назвав его ничтожным и запоздалым.

Бывший мэр Нью-Йорка Руди Джулиани сообщил, что ответные действия будут выглядеть «глупо», сенатор Южной Каролины Линдси Грэм заявил, что администрация Обамы должна была забросать русских камнями, а не «галькой», а избранный президент США Дональд Трамп похвалил президента России Владимира Путина, назвав его «очень умным» за отказ оплатить той же монетой.

Мы можем только предположить, что публичные высылки подозреваемых сотрудников разведки приносят какие-то практические результаты, так как реальная деятельность «тайного мира» закрыта за семью замками. Возможно, у президента США были и другие мотивы помимо национальной безопасности — месть Путину и желание сказать последнее прощальное слово своему преемнику. Независимо от причин, приказ Обамы выслать российских чиновников является безответственной политической игрой на публику, и важно понять, почему. История показывает, что изгнанием сотрудников внешней разведки можно достичь положительных результатов, что ни раз доказывали западные страны во время холодной войны. Даже в тонком мире шпионажа, иногда необходим грубый инструмент, такой как массовое изгнание.

Самое масштабное в истории изгнание сотрудников разведывательных служб произошло в сентябре 1971 года, когда правительство Великобритании выдворило из страны 105 советских дипломатов. Эта операция получила кодовое название «Foot», и возможно, таила в себе скрытый смысл — «выкинуть за дверь». Она стала результатом давления со стороны британской контрразведки Ми-5 на правительство, чтобы справиться с большим числом советских чиновников, подозреваемых в разведывательной деятельности. В 1950 году было выслано 138 официальных советских представителей в Великобритании, но к 1960 году этот показатель вырос до 249 из-за пропорционального увеличения числа советских офицеров разведки.

В то время этим числом, вероятно, недооценили огромные масштабы шпионской деятельности Кремля в Великобритании. Как сообщил бывший главный историк британского министерства иностранных дел Джилл Беннетт, в Великобритании находилось такое же большое количество «полуофициальных» советских представителей, особенно в Торговой делегации. К 1971 году в ней числилось почти столько же сотрудников, что и в советском посольстве. Помимо всего прочего в последнем заведении числилось огромное количество жен сотрудников, которых использовали, чтобы обойти ограничения, налагаемые британским правительством на численность личного состава советского посольства. В общей сложности к 1971 году в Великобритании насчитывалось около 1 тыс советских чиновников и жен — выше, чем в любой другой западной стране. Сотрудники Ми-5 предположили, что четверть из них не имели никакого отношения к дипломатической деятельности, подозревая их в шпионаже. Британская контрразведка не имела возможности отслеживать их всех.

Сначала, британские чиновники попытались договориться с советским правительством, но все попытки оказались тщетны. Тогда в июне 1970 года министр иностранных дел Великобритании Александр Дуглас-Хьюм поднял этот вопрос в частном порядке со своим советским коллегой Андреем Громыко, на что второй абсурдно ответил: «Цифры, которые вы мне даете, не правдивы, потому что у Советского Союза нет шпионов».

События изменились в сентябре 1971 года, когда находившийся в Лондоне сотрудник КГБ Олег Лялин перешел на сторону Великобритании. Лялин был старшим офицером в Пятом управлении внешней разведки КГБ, ответственным за контрразведывательную работу по борьбе с идеологическими диверсиями противника. Во время совещания по Ми-5 в Лондоне, Лялин пояснил, что ему было поручено подготовить в Великобритании диверсионные сети, которые будут активированы в случае Третьей мировой войны.

Бегство Лялина и его информация о советских диверсионных планах в Великобритании предоставили британцам право на расправу.

Благодаря наблюдению и другим мероприятиям сотрудники МИ-5 выявили 90 офицеров КГБ и советской военной разведки (ГРУ), работающих под официальным прикрытием в Великобритании, а немного позже еще 15, которые находились в отпуске. Основываясь на рекомендациях Ми-5, 24 сентября 1971 года Министерство иностранных дел вызвало временного советского поверенного в Лондоне, которому сообщили, что 105 советских чиновников оказались в Великобритании персонами нон грата.

Кремль застали в врасплох. Сразу после выдачи списка высылаемых чиновников, группа наблюдения МИ-5 заметила советского разведчика на улице Кенсингтон Палас Гарденс, бегущего через дорогу от здания ГРУ в советское посольство напротив, несомненно, вызванного на срочное совещание по массовой высылке. В тот же вечер, сотрудники контрразведки и Министерства иностранных дел отпраздновали это событие в штаб-квартире МИ-5 в Лондоне. Чиновники ФБР и ЦРУ направили свои сердечные поздравления, хотя ЦРУ так и не удалось убедить Госдепартамент последовать примеру Великобритании. Советская разведка оказалась очень успешной в Соединенных Штатах в более поздний период холодной войны, отчасти благодаря нерешительности Государственного департамента. (Сотрудники КГБ добились феноменального внедрения в американские оборонные предприятия и их подрядчиков, завладев секретными научными и техническими данными. По всей видимости, в начале 1980-х годов, 70 процентов всех систем вооружений, используемых в странах Варшавского договора, над которыми доминировал Советский Союз, были разработаны в основном благодаря американским технологиям).

Опубликованная в 2009 году статья МИ-5 показывает, что операция «Foot» стала поворотным моментом в успехе британской контрразведки во время холодной войны. Впервые в истории Великобритания стала трудной мишенью для советской разведки. После этой операции КГБ был вынужден просить у советского блока и кубинских агентств помощи заполнить пробел в разведдеятельности в Великобритании. Бывший высокопоставленный сотрудник КГБ Олег Калугин, позже утверждал, что операция «Foot» нанесла удар советской разведке в Великобритании, от которого она так и не оправилась.

Эта операция также демонстрирует, что не смотря на всю необходимость массовых изгнаний, они не всегда являются достаточной мерой для контрразведки. «Foot» не выявила самого важного британского агента КГБ Джеффри Прайма, который работал в Центре правительственной связи Великобритании (GCHQ) до 1977 года. КГБ завербовал Прайма в Германии, а его советские кураторы держали с ним связь исключительно из-за пределов Великобритании.

Будем надеяться, что американскому разведывательному сообществу удалось сделать то, чего добились сотрудники МИ-5 операцией «Foot» — правильно вычислили высылаемых разведчиков. К сожалению, но скорей всего это окажется недостаточным. Как отметил в Сенате директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер, сегодняшняя контрразведка является более сложной деятельностью, чем ранее. Российских хакеров не исключить из киберпространства, при помощи которого они могут вербовать американских чиновников. Неясно, сработает ли сдерживание в кибервойнах, как было с угрозой ядерной войны во время холодной.

Тем не менее, даже в новую эру кибер-шпионажа нельзя исключать метод традиционной агентурной разведки — вербовка агентов. Американские государственные учреждения и подрядчики хранят огромное количество секретных данных, которые являются заманчивой целью для российских оперативников. Обратите внимание, что Обама выслал несколько чиновников из российского консульства в Сан-Франциско, который расположен в нескольких минутах езды от Силиконовой долины, где большинство компаний выполняют строго засекреченную правительственную работу. При этом, Обама, возможно, сделал услугу Трампу, предотвращающую очередное опасное киберпреступление. Однако, критики Обамы по праву задаются одним вопросом: Почему он не сделал этого раньше?