«Дружеские» шантажисты останутся при своих

На модерации Отложенный

История с загрязнением нефти в нефтепроводе «Дружба» хлорорганикой потихоньку затихает. Получатели российской нефти в Восточной Европе вместо того, чтобы оперативно решать технические вопросы об утилизации загрязненного сырья и возобновления нормальной работы нефтепровода, продолжают раздувать скандал. Оглашаемые суммы компенсаций выглядят как контрибуция на проигравшего войну. Но неслыханной щедрости от Москвы европейцы не дождутся − «Транснефть» твердо заявила, что оплатит только реальный ущерб, доказанный экспертными оценками. Конечные суммы могут оказаться на порядки меньше, чем мечтают получить вошедшие в антироссийский раж политики. 

Проблема с загрязненной хлорорганикой нефтью в реальности выглядит следующим образом. По какой-то причине, которая является внутренним дело России, в нефтепроводе «Дружба» оказалось сырье, не соответствующее оговоренным техническим параметрам. Подобные ситуации разного масштаба случаются регулярно.

Например, летом прошлого года выяснилось, что нефть, проданная из стратегического запаса США, оказалась загрязнена сероводородом. На высокое содержание сероводорода жаловались Royal Dutch Shell, Macquarie Group, PetroChina, Exxon Mobil. Американское правительство тогда выплатило PetroChina миллион долларов в качестве компенсации расходов на дополнительную очистку сырья.

Сероводорода в американской нефти оказалось очень много. В партии сырья полтора миллиона баррелей, купленной Exxon Mobil у Министерства энергетики США, содержание сероводорода составляло 5000 частей на миллион (ppm), хотя по государственным стандартам допускается не более 20 ppm. Скандал остался технической проблемой внутри мировой нефтяной отрасли. И американцы заплатили компенсацию только китайцам, остальные покупатели решали проблему за свой счет. Совсем по-другому повели себя партнеры «Транснефти».

Обиженный Батька

Вопрос о хлоре в нефти Александр Лукашенко эмоционально назвал чуть ли не «национальной катастрофой». В речах Батьки и белорусских СМИ зазвучали цифры об ущербе в «сотни миллионов долларов». Якобы только стоимость вышедшего из строя из-за загрязненной нефти оборудования на Мозырском НПЗ составляет около $30 млн, а к этому добавится повреждение катализаторов.

Но и это еще не все, белорусы заявили о намерении и включить в сумму ущерба недополученную выручку от транзита нефти, а также недополученную выручку от собственного экспорта продукции, произведенной из российской нефти. В общем, Минск мечтает заставить Москву платить за все и вечно, даже за то, что наша страна осуществляет налоговый маневр, и правительство Белоруссии не сможет положить в карман сумму экспортного российского акциза на нефть − акциза просто не будет.

Вот только финансовые амбиции белорусской стороны, скорее всего, вдребезги разлетятся в ходе объективной экспертной оценки ущерба. Сам факт якобы попадания загрязненной хлором нефти в переработку на НПЗ выглядит полным нонсенсом. На всех НПЗ действует строгий входной контроль сырья, и нефть с превышением допустимого содержания хлора не имеет никаких шансов попасть в переработку.

Также непонятно, каким образом загрязненная нефть добралась до Германии, Польши и Украины. Все эксперты указывают, что обнаружить загрязнение должны были еще на территории России на перекачивающих станциях, где ведется обязательный контроль параметров сырья. Допустим, период в 10 дней контроля содержания хлора в нефти согласно нормативным документам Минэнерго действительно позволил загрязненному сырью добраться до белорусской границы. Но на белорусской стороне действует свой обязательный входной контроль, там должны были заметить хлор и сразу же перекрыть задвижки на трубе, не говоря уже о том, чтобы допустить некондиционную нефть до НПЗ. Белорусы этого не сделали. Почему? Это предстоит выяснить экспертизе, в ходе которой могут всплыть факты, крайне невыгодные белорусской стороне.

Добавим, что у Москвы есть способы нажать на Минск. По информации «Коммерсанта», Москва собирается поднять спор 2012 года о белорусских махинациях с экспортом нефтепродуктов под видом «растворителей», которые тогда обошлись российскому бюджету в $1,5 млрд.

Польские халявщики

Вторым номером по крикливости традиционно идет Польша, где русофобия возведена в ранг государственно-образующей идеологии. Премьер-министр страны Матеуш Моравецкий дополняет свои тезисы о «финансовой ответственности» высокими словами о «серьезных просчетах России» с таким видом, словно русские добавляли хлорорганику в нефть с исключительным желанием навредить Польше. Но поляки не были бы поляками, если бы своим гонором и хитростью не загнали сами себя в ситуацию за гранью вообразимого.

Как пишет телеграм-канал «Сырьевая игла», на 16 мая белорусская сторона прокачала в сторону Польшу 100 тыс. тонн загрязненной нефти. Поляки подписали акты приемки − хороший предлог вообще им ничего не платить, мол, сами виноваты. На принципиальном совещании нефтяников заинтересованных стран в Братиславе 23 мая представители Варшавы заявили, что им закачали из Белоруссии уже 200 тыс. т. Ранее поляки говорили, что начнут откачивать загрязненную нефть в хранилища в ночь с 17 на 18 апреля, чтобы освободить нефтепровод для чистой нефти.

Откачку из трубы поляки так и не начали. Как выяснилось, поляки решили втихую подзаработать. Они смешали загрязненную нефть с зарезервированными в их системе хранения чистыми 800 тыс. тонн. При этом с «Роснефти» (владельце нефти) потребовали зачесть 100 тыс. тонн загрязненной нефти вообще без оплаты. Таким образом, поляки хотели переработать уже бесплатную кондиционную нефть, а вопрос о дисконте за загрязнение отложить на неизвестный срок. Но что-то пошло не так! В полученном 1 млн тонн нефти хлорорганики оказалось больше пресловутых 10 ррм. В результате перекачка нефти остановилась − качать некуда, все емкости заполнены под завязку.

Польская Orlen заявила об отказе принимать чистую нефть из РФ по "Дружбе" до момента, пока все четыре «сидящие» на «Дружбе» НПЗ (два в Польше, два в Германии) не договорятся о том, как разделить некондиционную нефть. Но немцы пока отказываются в приемке польской смеси.

«Роснефть» предлагает поставить Польше 200 тыс. тонн кондиционной нефти для разбавления загрязненной смеси, но PERN, польский оператор «Дружбы», уперся – готовы взять, но заплатить только после переработки. Позиция «Роснефти» − заплатите рыночную цену за хорошую нефть, а потом разбирайтесь со своей «некондицией». И финансовые претензии утрясайте с «Транснефтью», но не с нами. Но поляки лезут в бутылку − стулья вечером, деньги утром.

Одновременно польский министр энергетики Кшиштоф Тхужевский требует «принять срочные меры» и предоставить «точные графики», возмущаясь, что никто из не бежит из Москвы сломя голову выполнять его указания, равно как и в пожарном порядке компенсировать еще не подсчитанный ущерб польским НПЗ. Явно нездоровая активность Польши по поводу «Дружбы» словно намекает, что республике не так просто и дешево заменить российскую нефть арабской или американской, как об этом любят разглагольствовать польские власти.

К тому же к Польше и Германии у «Транснефти» есть вопрос, аналогичный Минску, − почему не были перекрыты задвижки нефтепроводов после проведения анализов качества сырья при пересечении границ? Кому и зачем было нужно, чтобы загрязненная хлорорганикой нефть дошла от Самары до Берлина, через три границы, ломая по пути НПЗ?

Вчера стороны договорились, когда все документы будут окончательно оформлены, чистая нефть должна поступить в систему 9-10 июня. При этом вопрос с компенсациями пока отложен. Россия оценивает загрязненный объем не более, чем в 200.000 тонн, Польша настаивает на миллионе некондиции.

Занятая Украина и все-все-все

В Киеве представители «Укртранснафты» также объявили, что Россия должна выплатить расходы на «нестандартные работы, связанные с вытеснением загрязненной нефти из украинского участка нефтепровода «Дружба». Но большую пропагандистскую кампанию раздувать не стали, не до этого, Украина занята сменой власти.

Адекватную реакцию продемонстрировал Казахстан. Вице-министр энергетики Казахстана Асет Магауов сообщил, что в «Дружбе» было загрязнено 600 тыс. тонн нефти, экспортированной через Усть-Лугу. Казахи были вынуждены продать сырье со значительными скидками, и ущерб намерены получить с «Транснефти».

Вокруг загрязненной нефти закрутился серьезный клубок… Но загляните в начало статьи − похожее количество американской нефти с куда более опасным сероводородом в куда более опасных концентрациях было переработано на НПЗ без шума и пыли. Не потому ли, что нефть был американской, а с США шантаж не проходит?

А вот справиться с российской нефтью с совсем не страшным загрязнением высококвалифицированные европейские нефтепереработчики якобы не могут. Казахстанскую нефть с таким же загрязнением купили с дисконтом. Из Усть-Луги под шумок, не афишируя, трейдеры забирали загрязненную нефть с дисконтом $3-10 за баррель (пока не раздули этот искусственный нефте-политический хайп).

Картина очевидна − идет давление на Россию с целью заставить ее выплатить многократно большие суммы, чем реальный ущерб, который бы имели европейские потребители, если бы отнеслись к загрязнению так, как оно того заслуживает − как к технической аварии. И не пытались превратить ситуацию в глобальное политическое шоу.

Теперь же каждый день изображения из себя «жертв российской диверсии» приносит европейским нефтяникам убытки от простоя нефтепровода «Дружба», которое они вынуждены компенсировать более дорогой нефтью с более дорогой логистикой. Здесь России важно не поддаться на шантаж, а пойти на принцип – оплачивать только абсолютно доказанный ущерб и если нужно − завязнуть в многолетних судах с теми, кто пытался назло теще уши отморозить.

В российском Минэнерго сумму реального ущерба потребителям от аварии на «Дружбе» оценили в $100 млн. С другой стороны, очень хочется посоветовать руководству «Транснефти» вообще ничего не платить − акт приемки сырья подписан, и все. После покупки помидоры и лекарства обмену и возврату не подлежат, пусть и с нефтью так же будет.