Кошмар реформы: как "оптимизировали" больницу в городе Видное

На модерации Отложенный

Заместитель главного врача ГБУЗ МО «Видновская районная клиническая больница» Лариса Волощук написала письмо президенту России, в котором подробно изложила факты коррупции и описала обратную сторону оптимизации в своем медучреждении. Реакция властей была совершенно неожиданной...

Ирина Мишина

 Для того, чтобы решиться написать президенту, человек, наверное, должен дойти до крайней точки отчаяния и безысходности. Именно это и произошло с Ларисой Алексеевной Волощук, заместителем главного врача ГБУЗ МО «Видновская районная клиническая больница». За полгода оптимизации там были уволены более 100 врачей, уничтожено несколько отделений, в том числе инфекционное, сданы в аренду государственные помещения, пациентов перестали обеспечивать лекарствами...

 До этого пациенты и врачи обращались в областной Минздрав, писали в прокуратуру, в МВД, в Следственный комитет, губернатору Московской области Воробьеву, даже в ФСБ, но результатов не было. Одни отписки. После этого заместитель главного врача Лариса Волощук опубликовала на сайте профсоюза медработников «Альянс врачей» открытое письмо президенту России.

Этому обращению предшествовали больше полугода борьбы врачей за право нормально лечить людей. Все началось в мае 2017 года, когда в больнице сменилось руководство. Главным врачом был назначен «эффективный менеджер» Барсук Виктор Иванович. В больнице начались реформы. Для начала были ликвидированы детское и взрослое инфекционные отделения. Один из «оптимизированных» корпусов был заброшен и превратился в убежище для бездомных.

 

Одни "оптимизированные" корпуса Видновской больницы превратились в пристанище для бомжей, другие - сданы в аренду.

 

А жители города Видное Ленинского района с тех пор лечатся в соседнем Домодедове.

«Я сегодня везла своего маленького ребенка с температурой 40 и пневмонией в Домодедово на своей машине. Потому что этот "главный врач" закрыл детское инфекционное отделение», - пишет Елена Смольянинова.

«Это не единичный случай», - подтверждает Лариса Волощук, - У нас недавно в течение суток одного больного с инфекцией , с температурой 40, с кожными высыпаниями, возили из больницы в больницу: нигде не было мест… Вообще, идея закрыть в областной больнице детское инфекционное отделение кажется мне поступком, далеким от гуманизма. Представьте себе грудного ребенка с инфекцией, с диареей, рвотой, которого надо везти неизвестно куда. Да пока его будут везти, он погибнуть может!»

 

Пациенты публикуют в соцсетях видеообращения, в которых рассказывают о том, что больница превратилась, по сути, в место, где не оказывают помощь, а стараются заработать на пациентах.

«Не могли поставить моему ребенку капельницу – для нее попросту не было комплектующих. Спасибо, что помогли спонсоры : депутаты Горсовета за свой счет приобрели детали для капельницы», - рассказывает мама маленькой пациентки.

 

За полгода в Видновской районной больнице были сокращены более 100 специалистов - врачи и медсестры.

 

После закрытия в Видновской больнице обоих инфекционных отделений – детского и взрослого, в городе началась эпидемия кори.

«Сейчас идет миграция населения, люди приезжают из разных регионов бывшего СССР, во многих городах о детских прививках вообще не слышали. Периодически выявляем то дифтерию, то корь, то полиомиелит, то туберкулез. Инфекционное отделение в этом плане было просто жизненно необходимо. Но с 1 января его закрыли и передали под объединенную бухгалтерию, пообещав построить новый корпус. Корпус построили, но отдали его Перинатальному центру. Дескать, рожайте, а как лечиться – решайте сами», - рассказывает Лариса Волощук.

 

Последняя премия главного врача Видновской районной больницы Виктора Барсука составила 600 тысяч рублей.

 

При этом в больнице зафиксированы случаи, когда с пациентов, лечение которых было оплачено по ОМС, брали деньги за платные медицинские услуги.

«Конечно, каждое медицинское учреждение автономно, и оно имеет право вводить платные услуги. Это плохо, но это законно. Но перераспределение выгоды от платных услуг должно быть чётко зарегистрировано. Проверка, которая проводилась Министерством здравоохранения области год назад, выявила нарушения. Не оплачивается переработка и ночные дежурства. Фонд заработной платы должен учитывать трудовую нагрузку и выплачивать премиальные. Мы этого не видим. На мой взгляд, это самоуправство: что хочу, то и ворочу. Ну и отсутствие закупок примитивных лекарственных средств – антибиотиков, обезболивающих, перевязочных средств – это факт», - комментирует «Новым Известиям» ситуацию в Видновской горбольнице координатор профсоюза «Альянс врачей» Анастасия Васильева.

Лариса Волощук открыто так же обвиняет руководство учреждения в фальсификации диагнозов.

 

Лариса Волощук отдала Видновской районной больнице больше 30-и лет.

 

«Например, больной находится в стационаре с одним заболеванием, более легким, а главный врач заставляет врачей записывать в истории болезни более тяжелый случай, чтобы получить оплату "пожирнее" от страховой компании. Заставлял направлять максимально на платные услуги, чтобы выкачивать из пациентов деньги. У нас есть документальные подтверждения, что даже те больные, которые имеют право по госгарантиям получать бесплатно медицинские услуги, проходили и по платным услугам, и по полису ОМС. То есть шла двойная оплата», - рассказывает Лариса Волощук.

Несмотря на новые источники дохода, пациентам не хватает антибиотиков, обезболивающих, в дефиците даже бинты, а капельницы и внутривенные катетеры медсестры, по словам Ларисы Волощук, покупают за свой счет.

«Главврач жалуется: не хватает финансов… Мы сейчас посмотрели больничные закупки и просто глазам своим не поверили. Видновская больница потратила почти 10 миллионов рублей на покупку автомобилей. 18 машин за четыре месяца. Из них только три машины скорой помощи. 15 – легковые машины с климат-контролем, с большой мощностью мотора. Кто на них будет ездить? Понятно, что все это не для перевозки пациентов и не для нужд больницы. На эти 10 миллионов можно было закупить и бинты, и медикаменты, и системы для капельниц. У больницы огромная кредитная задолженность. Но на автомобили деньги есть», - считает координатор профсоюза «Альянс врачей» Анастасия Васильева.

 

С зарплатами в больнице – такая же ситуация, как и во многих бюджетных учреждениях после введения новой системы оплаты труда, о чем неоднократно писали "Новые Известия".

«У главного врача и лояльных ему сотрудников зарплата от 100 тысяч рублей и выше, а у Ларисы Алексеевны Волощук, «неугодного» заместителя главврача – 28 тысяч. У младшего медперсонала - нянечек, сиделок - зарплата сокращена до 7 тысяч рублей... Я сегодня услышала от представительницы Минздрава, что майские указы президента якобы распространяются только на докторов, но не на администрацию больниц. Это говорили Ларисе Алексеевне, которая является заместителем главного врача. То есть нелояльной Волощук, которая занимает административную должность, не положена повышенная зарплата по майским указам.

А вот на главврача майские указы президента почему-то распространяются. Он может себе выписывать премии. Кстати, последняя премия г-на Барсука составила 600 тысяч рублей», - рассказывает Анастасия Васильева.

Причем, когда представитель «Альянса врачей» попыталась прилюдно заявить о нарушениях главного врача, в ответ она услышала: «В ФСБ мною будет написано обращение о дестабилизации общества и призывах к терроризму». Этот выпад г-на Барсука попал на видеокамеру и сейчас широко тиражируется на Youtube.

Лариса Волощук 38-й год работает в Видновской больнице. Это – ее второй дом. Окончив в 1985 году Медицинский институт им. Сеченова по специальности «лечебное дело», она по распределению пришла в Видновскую больницу. Работала терапевтом, физиотерапевтом, а в 2004 году была назначена заместителем главного врача. Развал больницы Лариса Волощук восприняла как личную трагедию и начала собирать факты о злоупотреблениях администрации больницы и нарушении ею медицинского законодательства. Последствия этого не замедлили сказаться: сокращение зарплаты стало первым сигналом. В июле этого года Ларису Алексеевну вызвали в отдел кадров и пригрозили увольнением. Но опальная зам. главврача не собиралась сдаваться. Она вернулась в свой рабочий кабинет и объявила голодовку. При этом рабочий кабинет Волощук опечатали… вместе с находившейся там Ларисой Алексеевной. Она провела там , взаперти, больше 10-и часов! Но, видимо, у инициаторов этой акции хватило здравого смысла, и Волощук выпустили из кабинета, восстановив в должности. Однако, исправления в ее трудовую книжку до сих пор так и не были внесены.

 

Бумагу, которой был опечатан кабинет Ларисы Волощук вместе с ней внутри, врач хранит до сих пор.

 

Лариса Волощук – не исключение в «кадровых играх» главврача Барсука. Несколько случаев и вовсе выходят за грани здравого смысла. Так, не сработавшийся с Барсуком зав. амбулаторным отделением Александр Ляшенко был уволен за отсутствие на рабочем месте. Парадокс в том, что причиной отсутствия на рабочем месте Ляшенко стал вызов к главврачу. Вот еще несколько парадоксов кадровой политики главврача Барсука, которые Лариса Волощук описывает в своем обращении к президенту В.В.Путину:

«Только за май - декабрь 2017 года в результате сильнейшего морально-психологического давления были уволены более 100 человек, из которых 83 человека - врачи и медсестры. В 2018 году уничтожение высококвалифицированных кадров продолжилось: были доведены до увольнения заведующий кардиологическим отделением Козлов С.В., заведующий 2-м хирургическим отделением Волков В.Я., заведующий реанимационным отделением Шевкунов Н.Г., зам.главврача по мед.части, опытный врач-невролог - Патрин Э.В., доктор наук , врач-хирург Лисин С.В., врач - нейрохирург Левин Д.В. Опытнейший хирург, с многолетним стажем, заведующий операционным блоком Шеншин В.Я. был переведен в дежуранты! И это – далеко не полный список наших потерь. Неугодных стали увольнять династиями! Так произошло с семьёй заведующего 1-м хирургическим отделением, профессора кафедры ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. Владимирского Кривихина В.Т., который с 1974 года подготовил целую плеяду высокопрофессиональных врачей. Сам же Вячеслав Тимофеевич был уволен в тот день, когда проводил в Ленинском районе областную научно-практическую конференцию по вопросам хирургии. Вслед за ним была уволена его жена, старшая медсестра лабораторного отделения Кривихина В.А. и сын - молодой, перспективный врач-хирург, кандидат медицинских наук Денис Кривихин. Такое же давление оказывается и на заведующую терапевтическим отделением, врача высшей категории Е.Н. Юдаеву, которая два года назад бала признана «Лучшим терапевтом России»! Такая кадровая политика руководства лишила нашу клинику возможности проведения высокотехнологичных операций квалифицированными врачами – хирургами, вместо которых руководитель поставил на ключевые должности молодых «эффективных менеджеров». Только «эффект» от такой деятельности получается далеко не эффективным!».

Какова же была реакция на обращение к президенту? Для начала Ларису Волощук начали проверять. Одна комиссия сменяла другую. Первой нагрянула комиссия из Минздрава. «Они меня долго опрашивали по всем пунктам, которые затрагиваются в моём письме Путину. Пока идёт расследование», - рассказывает Лариса Алексеевна. - Потом приехала комиссия Контрольно-ревизионного управления. Меня расспрашивали о различных фактах, которые упоминались в письме, задавали вопросы о том, какие ещё мы знаем арендные точки, связанные с больницей. Много было вопросов о платных услугах, о поборах, о лекарственных препаратах, которые не закупаются. Шел разговор о том, что федеральные «льготники» вынуждены приносить свои лекарственные препараты, упоминались случаи с иностранцами, которые имеют право в экстренных ситуациях на бесплатное обслуживание. Одна из моих пациенток жаловалась на то, что заплатила 10 тысяч за три дня госпитализации и покупала все препараты за свои деньги. Была ситуация с гражданином Таджикистана, который оплатил 21 тысячу рублей и одновременно прошёл по ОМС. Комиссия приезжала не просто так: они готовятся к приезду в нашу больницу министра здравоохранения Московской области».

А вот как описывает общение с комиссией Минздравакоординатор профсоюза «Альянс врачей» Анастасия Васильева: «Многие вещи, которые врачам и пациентам кажутся совершенно абсурдными, для представителей Минздрава совершенно нормальны: например, сокращение младшего медицинского персонала, сокращение «инфекционных коек». Было сказано, что это не решение главного врача, а решение Минздрава, потому что большое количество коек нерентабельно. Сокращение персонала, как нам объяснила представитель Минздрава, проходит в рамках программы «Бережливая поликлиника». Вот только не понятно, кого бережет такая поликлиника? Коммерсантов от медицины или пациентов ?

Эта комиссия оказалась не последней в череде проверок и инспекций, которые внезапно обрушились на Ларису Волощук после ее письма президенту. То комиссия по Гражданской обороне, от Окружная комиссия... И так каждый день.

...Я слышу в трубке голос измученного, доведенного до отчаяния человека: «Мне звонят мои коллеги, сотрудники по больнице, говорят: «Ты нас прости, но главврач под страхом увольнения заставил подписать против тебя петицию». Надо мной хотят устроить судилище в конференц-зале, объявить скандалисткой. А еще главврач Барсук обвинил меня, не смейтесь, в «политическом терроризме». При этом все забыли, что я отдала Ленинскому району больше 25-и лет жизни и награждена Медалью «За личный вклад в развитие Ленинского района». Я не знаю, сколько еще выдержу…».

Видновская больница – не исключение. Подобная ситуация сложилась сразу в нескольких крупных лечебных учреждениях страны. Москвичи пикетируют здание Центра патологии речи и нейрореабилитации, создают петиции в Интернете. По их мнению, новое руководство клиники, спасающей россиян после инсульта или черепно-мозговых травм, обеспокоено не здоровьем больных, а личным заработком. За год количество платных услуг увеличилось, цены поднялись в два раза. При этом качество лечения заметно ухудшилось.

Сегодня на сайте "Мое видное" появилась информация Минздрава Московской области о том, что в связи с обращениями граждан о проблемах в больнице с 6 ноября ведется тщательная проверка, и на период работы комиссии главный врач временно отстранен от должности.