Больше было только в 1947-ом: убыль населения в стране уже не скроешь

На модерации Отложенный

Чтобы хотя бы сохранить в ближайшие 20 лет численность населения России на сегодняшнем уровне, необходимо в семь раз увеличить число многодетных семей.

Журналист Виталий Дробышев прокомментировал в своем блоге катастрофические цифры Росстата: в 2020 году убыль населения России составила около 700 тысяч человек. Смертность в прошлом году выросла до 18%., что меньше только, чем в голодном 1947 году.

При этом вовсе не сам коронавирус стал главной причиной, а последствия «оптимизации медицины». Пандемия же просто послужила удобным предлогом для властей отвлечь внимание от демографической катастрофы. Ожидаемая продолжительность жизни сократилась очень сильно с 73,3 до 71 года. К тому же родилось и на 3,3% детей меньше, чем годом ранее, что свидетельствует и сокращении числа женщин детородного возраста.

Рождаемость и дальше будет падать, поскольку ни экономического кризиса, ни сокращения доходов, ни роста безработицы, ни ощущения неопределенности и атмосферы страха в ближайшее время преодолеть не получится. Между тем, убыль населения стала самой большой после 2005 года, а соотношение смертности к рождаемости, составило 1,5 раза, хотя годом ранее оно равнялось 1,21. Более того, в некоторых регионах оно превысило и 2 раза, а в Тульской области составило 2,5 – то есть в 2,5 раза больше людей умерло, чем родилось. Растет численность населения только на Кавказе.

Не лучше и с миграционным приростом, который вице-премьер Голикова признала одной из причин убыли населения, тем самым пытаясь отвлечь людей от катастрофы с низкой рождаемостью и высокой смертностью. Слова о том, что среднеазиатские мигранты улучшают демографические показатели - это миф, факты говорят о другом.

Примерно 60-70% гастарбайтеров остаются в Московской и Петербургской агломерациях, в которых с демографией проблем нет вообще никаких, и в этом смысле мигранты там и не нужны. А нужны они в местах, которые становятся пустыней: селах и малых городах Нечерноземья, куда мигрантам в голову не придет ехать.

Кроме того, известно, что население страны беднеет, а дефицит рабочих мест растет, а потому гастарбайтеры просто отбирают работу у местного населения.

В итоге, зарплаты продолжают падать, и жители хорошо задумаются, нужны ли им дети. Это мигрантка с радостью родит в Подмосковье, получая 30-35 тысяч рублей в месяц, а местный житель с такой зарплатой разве что одного себя прокормит.

 

Не секрет, что россияне все чаще работают на местах, где раньше были мигранты, и это вынуждает работодателей повышать зарплаты, в особенности, в строительстве, логистике, общественном питании, в сфере услуг. Более того, предпринимателям приходится из-за дефицита рабочих рук вводить автоматизацию и механизацию, как это делают московские коммунальные службы, к примеру.

По этому пути давно идут развитые страны, сокращая долю «живого труда», вводя высокие технологии, ибо без этого не добиться прогресса.

Но если Россия уповает на мигрантов, это будет означать, что к концу 21-го века, ее население сократится вдвое, поскольку коэффициент рождаемости для нормального воспроизводства составляет 2,15, тогда как у нас - 1,5, а задача стоит достичь 1,6...

Остановить убыль и сохранить население можно только при коэффициенте 2,4, не меньше – то есть по факту трое детей в семье, а это в России представить невозможно.

Не помогут стимулировать рождаемость и бюджетные выплаты, поскольку они лишь компенсируют потери.

Вот и выходит, что для хотя бы сохранения численности населения, в ближайшие 20 лет следует в семь (!) раз увеличить число многодетных семей, их должно быть около половины от всех. Но кто пойдет на такое?

А потому, изменить демографическую ситуацию можно только политически. Пока же, констатирует автор: «по рождаемости и смертности РФ почти вернулась в в так называемые лихие 90-е. Тогда рождаемость тоже составляла 1,2-1,4 млн, смертность превышала 2 млн, а “естественная” убыль доходила почти миллиона в год. Но если тогда на подходе было многочисленное поколение рожденных в 80-е, то сейчас никакого улучшения не предвидится...»