России грозит новый приступ голландской болезни

На модерации Отложенный

Благодарить за бездефицитный бюджет вновь нужно не правительство или конкретного министра, а нефтяной рынок. На прошлой неделе стоимость барреля "черного золота" марки Brent вновь подскочила до $118,9 — из-за роста напряженности вокруг Ирана. Сегодня она несколько снизилась, но все равно осталась выше отметки в $118.

На прошлой неделе аятолла Али Хаменеи отверг предложение США о начале двусторонних переговоров по ядерной проблеме Ирана. Этим фактором поспешили воспользоваться биржевые спекулянты, взвинтив цены на основании теоретического сбоя поставок сырья с Ближнего Востока. Как отмечают аналитики, баррель мог бы подорожать и сильнее, если бы не резкое усиление доллара — до 1,34 за 1 евро.

Если эскалации ситуации вокруг темы иранского ядерного оружия не произойдет, то, возможно, мы сейчас наблюдаем один из последних значительных всплесков нефтяных цен. Американская WTI, например, сейчас не дорожает, а дешевеет — на 2% за прошлую неделю. Разница между Brent и WTI уже превысила $20. Причина — увеличение поставок на американский рынок сланцевой нефти, добываемой в самих Штатах. Общий уровень добычи "черного золота" в США достиг рекордных значений за последние 8 лет и превысил 7 млн баррелей в день, сообщил старший аналитик ИГ
"Норд-Капитал" Роман Ткачук. Америка, получающая сейчас более дешевое сырье, находится на подъеме, что делает укрепление доллара вполне закономерным.

В Европе же цены на нефть достигли 9-месячного максимума, что явно отрицательно влияет на темпы восстановления экономики и ослабляет евро.

Российские фондовые индексы отреагировали на эту новость разнонаправленно: ММВБ незначительно повысился, а РТС — слегка упал. Европейским лидерам удалось согласовать семилетний бюджет, однако другие новости уравновесили позитив из Европы. Рынку не хватает сил для роста, и все больше инвесторов стремятся зафиксировать прибыль у локальных максимумов. Поводов для продаж не меньше, чем для покупки, а потенциал коррекции еще далеко не исчерпан.

Хотя для российского бюджета очередной пик нефтяных цен является хорошей новостью, в целом на экономический рост эти всплески уже влиять перестали. Напротив, в связи со слабостью внутреннего производства и угрозами, несущимися вслед за вступлением в ВТО, рост стоимости нефти способен вновь усилить голландскую болезнь, победить которую правительство все никак не может.

Погоду
на российском фондовом рынке по-прежнему определяют зарубежные события, а собственного внутреннего роста пока не ощущается.

В понедельник главный ориентир российского рынка — фьючерсы на американские индексы — торговались без изменений. Инвесторы ожидают завтрашнего выступления Обамы, которое состоится уже после закрытия торгов на российском рынке, сообщила Наталья Лесина из ГК "Алор". Американский президент должен затронуть тему расходов и налогов в США, а также грядущий секвестр бюджета. И характер его высказываний может оказать влияние на ход торгов.

Главный вопрос — что будет с российской национальной валютой в ближайшие несколько месяцев — остается открытым. По оценке Министерства экономического развития России, потребительские цены в текущем месяце вырастут на 0,6-0,7%. Это значит, что в годовом выражении инфляция достигнет 7,3-7,4%. Вице-премьер Аркадий Дворкович даже заявил о возможном снижении в скором времени импортной пошлины на зерно, чтобы сбить слишком высокие цены, образовавшиеся из-за плохого
урожая минувшим летом. Ирония ситуации заключается в том, что буквально недавно российские власти вновь обещали накормить полмира, но оказалось, что они неспособны удержать внутренние цены на приемлемом уровне.

О возможном росте инфляции в первые два месяца года ранее говорил заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев. Чиновник, правда, ожидает начало ее снижения уже с марта. "Во втором квартале инфляция вернется в целевой коридор — не выше 6%", — сообщал он.

Однако при довольно высокой инфляции и явном замедлении темпов экономического роста Центральный банк продолжает удерживать рубль от сильного падения. Нефтяные доходы через некоторое время снова будут способствовать укреплению национальной валюты, и Центральный банк, похоже, сам загоняет себя в западню, которая ведет к экономической стагнации ради сохранения низкого уровня инфляции. Не пришлось бы потом России поступать как сегодня сделала Венесуэла, разом обесценив на 30% национальную валюту для сохранения конкурентоспособности своей экономики.