Паронитовый заводик под чиновной «крышей»

На модерации Отложенный

В Челябинске ядовитое производство работает в шаге от жилых домов под надёжным прикрытием природоохранных ведомств 

 

Вот уже несколько лет жители поселка Першино миллионного Челябинска вынуждены бороться, в прямом смысле, за собственные жизни и жизни своих детей. Их не устраивает соседство с опасным мини-заводом, химические выбросы которого наносят серьезный ущерб здоровью людей. Однако на поступающие от них многочисленные жалобы региональные власти и надзорные органы реагируют исключительно отписками: ни одной реальной проверки на предприятии не было. Что это – бессилие или, напротив, всевластие чиновников, небескорыстно «крышующих» вредное производство?

Паронит – так называется то, что производит заводик фирмы ООО «УЛИХ», расположенный в Металлургическом районе Челябинска, по адресу: Аджарская ул., д.2. Его производство законодательно запрещено в большинстве стран мира, а где-то и объявлено уголовным преступлением. Дело в том, что для изготовления паронита используются асбест и нефтяные растворители (нефрасы) – вещества, которые относятся к самой опасной группе канцерогенов. Рабочие, занятые на таких производствах, работают, как правило в респираторах и специальных защитных костюмах.

А вот случайному прохожему, которого накроет облако выброса паронитового завода, защититься нечем. И жители расположенного поблизости поселка Першино выступают в роли таких «случайных прохожих» постоянно. Невыносимая химическая вонь, удушья, тошнота, рвота, аллергические реакции у детей – всё это стало для них обычным делом. Вся надежда людей на розу ветров, на то, что в момент очередного выброса паров нефраса ветер унесет ядовитое облако в другую сторону.

Эта ситуация уже не раз привлекала внимание СМИ, как местных, так и федеральных, но никакой публичной реакции со стороны муниципальных и региональных властей до сих пор не последовало.

Более того, в ходе предвыборной кампании новоизбранного губернатора Челябинской области Алексея Текслера першинцы неоднократно пытались пробиться к провластному кандидату с вопросами о паронитовом заводе. Но его пресс-служба и верные «штабисты» старательно отсекали все неудобные вопросы, а расклеенные по всему Челябинску предвыборные плакаты «Позвоните Текслеру» выглядели в глазах жителей Першино откровенной издёвкой.

Спросить Текслера они хотели еще в мае, направив тогда еще врио губернатора коллективное письмо. И вот как раз судьба этого письма, подробно описанная газетой «Версия», наводит на определенные мысли. А именно: кому-то из чиновничьей братии, осуществляющей надзор за подобными предприятиями, выгодно, чтобы завод «УЛИХ» продолжал работать и травить жителей Челябинска!

Судите сами, письмо на имя Текслера было написано еще 31 мая, и 3 июня зарегистрировано с входящим номером в правительстве области. Дальше заместитель врио губернатора Сергей Сушков «расписывает» его в региональное министерство экологии. Из Минэкологии письмо тут же отфутболили в управление Росприроднадзора по Челябинской области, его руководителю Курятникову В.В. А управление отчиталось, что… не может принять никаких мер к паронитовому заводу, поскольку – цитируем –«ООО «УЛИХ» внесено в реестр, как объект 2-й категории <опасности>, подлежащий федеральному государственному экологическому надзору».

Максимум, что смогли сделать сотрудники этого надзорного органа, – направить запрос руководству ООО «УЛИХ». Причем запрос, по признанию сотрудника регионального Росприроднадзора Алексея Шерстюка, «предварительный», такой, который «по закону не является обязательным, чтобы отвечать на него». Разумеется, владельцы завода и не стали отвечать.

В итоге, наплевав на кучку электората из Першино, 8 сентября губернатор Текслер избавился от приставки «врио». А ответ на свое коллективное письмо заложники ядовитого завода не получили до сих пор, и уже не надеются. Разве что к следующим выборам…

С таким же примерно результатом пытаются они достучаться до прокуратуры Челябинской области и отдельно взятого Металлургического района Челябинска.

Ответы как под копирку: обращение рассмотрено, оснований для проверок нет. Журналисты, в свою очередь, пытались привлечь внимание депутата Госдумы, председателя думского комитета по экологии Владимира Бурматова – ведь он не только возглавляет профильный комитет, но и избирался именно от Металлургического района Челябинска! И что вы думаете? После множества переписок и созвонов народный избранник так и не нашел времени ответить на запрос, встретиться с представителями прессы…

Отдельно описания заслуживает административный фокус, в результате которого ядовитый паронитовый завод вдруг стал неподнадзорным для региональных ведомств. Дело в том, что раньше на воротах предприятия висела другая вывеска: ООО «Техно Проф». И в январе прошлого года суд Советского района Челябинска вынес решение о закрытии производства из-за несоответствия экологическим нормативам (это решение №2-528/2018 есть в открытом доступе). Однако не прошло и двух месяцев, как завод возобновил работу – уже под вывеской ООО «УЛИХ». Местом регистрации нового ООО оказалась республика Башкортостан, что само по себе выводит предприятие из-под прямого контроля челябинских властей. Кроме того, его собственники в подозрительно короткие сроки обзавелись документом о присвоении упомянутой выше «2-й категории опасности», автоматически перейдя таким способом под федеральный надзор.

То есть «крыша» завода «Техно Проф»/«УЛИХ», судя по всему,  переместилась в федеральные ведомства.

По всем признакам, разбираться с этим фокусом должен уже не Росприроднадзор, а, как минимум, прокуратура. Тем более, что странных совпадений осталось более чем достаточно. Так, на другом конце города по адресу: 2-я Потребительская ул., 32-б, расположен второй завод по производству паронита, на котором висит уже знакомая нам вывеска «Техно Проф». Владельцем «Техно Профа» является челябинский бизнесмен Александр Стародумов, который любит выступать на разных деловых форумах по всей России, представляясь то бизнес-коучем, прошедшим обучение в зарубежных университетах, то просто «экспертом». Этой ипостаси посвящены все страницы Стародумова в социальных сетях, и ещё он называл себя там успешным бизнесменом, который сумел завоевать треть рынка паронита в России. Но вот что интересно: после выхода нескольких тревожных публикаций в СМИ об экологической катастрофе в Першино этот последний пассаж Стародумов удалил. Впрочем, в интернете, как известно, остаётся всё.

Жители Першино уверены, что ООО «УЛИХ» через подставного собственника контролирует всё тот же Стародумов. Однако правоохранительные органы почему-то упорно не хотят проверять эту версию. Они, как и другие адресаты многочисленных писем, ссылаются на наличие у предприятия всех необходимых документов. И ни одной – повторимся, ни одной! – реальной проверки, каких-либо замеров воздуха в разное время суток за всё это время не проводилось.

В беседах с журналистами чиновники ссылаются на сложность организации таких проверок; на то, что руководителей завода нужно предупреждать о них заблаговременно, и все вредные выбросы на время проверки могут быть просто приостановлены, а как докажешь, что они были?.. Да и вообще, нам же велели «не кошмарить» малый бизнес!

От верного следования этой «политике партии» жителям Першино легче дышать не становится. И они продолжают борьбу немногими доступными методами. Создали инициативную группу, сделали сайт, готовят новое коллективное письмо – на этот раз в федеральные органы власти…

Но вот что особенно обидно: за все долгие месяцы этой неравной борьбы никто из региональных чиновников не нашел даже часа времени, чтобы встретиться, поговорить с людьми. Ни прокурор, ни представитель регионального управления Росприроднадзора, ни губернатор Текслер, который всё это время был занят раздачей предвыборных обещаний, в том числе относительно экологии – ведь об экологических проблемах Челябинска публично говорил даже президент Путин. Но одно дело встречаться с главой государства, а совсем другое – с кучкой каких-то людишек, недовольных каким-то заводиком. Не барское это, видать, дело.