Госзакупкам закон не писан?

Минфин обнародовал результаты мониторинга по госзакупкам, основанный на оценках Федерального казначейства.

Согласно данным ведомства, в прошлом году нарушения 44-ФЗ о государственных закупках обошлись стране в 153 млрд рублей, и это лишь то, что удалось зафиксировать органам контроля, пишет издание «Известия». В министерской пресс-службе пояснили, что в основном нарушения касаются необоснованного завышения или занижения цены госконтракта либо же неправильного способа ее определения.

В общей сложности подрядчики заключили с властями договоров на 6,8 трлн рублей. Сумму нарушений можно назвать условно невысокой – немногим выше 2%. Однако, сюда вошли лишь прямо допущенные злоупотребления со стороны госорганов. К примеру, необоснованные закупки, недостоверная отчетность, преднамеренный срыв договоров. Вместе с тем, реальный объем нарушений, куда больший, отмечает глава НАК Кирилл Кабанов. Антикоррупционщик указывает на те случаи, когда все законодательные процедуры формально соблюдаются, но на самом деле закупку проводят в интересах не государства, а конкретных персон. По оценкам Национального антикоррупционного комитета, в реальности скрытых нарушений в общем объеме госзаказов по 44-ФЗ содержится не менее 20%, что в денежном эквиваленте составляет приблизительно 1,3 трлн рублей. Федеральное казначейство придерживается похожей точки зрения, полагая, что в среднем переплата государства по закупкам находится на уровне 10–15%, рассказал источник в ведомстве.

Косвенные подтверждения тому содержатся в мониторинге Минфина, согласно которому 40% конкурсов (на сумму 3,4 трлн рублей), размещенных в ЕИС, так и не были завершены по причине отсутствия конкурентной среды. Отдельным образом, это касается случаев, когда в тендере участвовал всего один потенциальный подрядчик. Согласно российским законам, такую закупку могут признать не состоявшейся, если, конечно, заказчику не удастся обосновать необходимость подписания контракта с определенным исполнителем. Свыше 60% договоров (4,2 трлн рублей) заключены с единственным поставщиком.

Еще один фактор – массовые нарушения при отборе исполнителя. По результатам проверок ФАС, изучившей около 27 тыс. конкурсных процедур, стало известно, что 30% из них проводились с ограничением конкуренции, отмечается в минфиновском документе.

О несовершенной процедуре тендеров в кабмине говорили не раз.

Так, например, замглавы Минфина Татьяна Нестеренко обращала внимание на то, что нужно создать четкие правила формирования государственных контрактов, прежде всего, их цен. Возглавляющий Счетную палату Алексей Кудрин ранее называл госзакупки одной из главных «болевых точек» России по части коррупции. Завышенная стоимость контрактов является результатом проблем формирования государственного заказа на всех стадиях без исключения.

Еще одной ключевой проблемой в данной сфере эксперты считают ограниченную конкуренцию. По словам специалиста РАНХиГС Сергея Белева действующее законодательство содержит уж очень много лазеек, с помощью которых рыночным игрокам ставят палки в колеса и мешают участвовать в конкурсе. К примеру, большое количество конкурсов объявляется в конце года, поэтому у потенциальных участников остается очень мало времени для подготовки. Помимо этого, нередко заявки на участие в тендерах подают аффилированные между собой организации, что лишь создает видимость противостояния конкурентов. На самом же деле, кто бы не выиграл конкурс, выгоду получит один и тот же бенефициар, поясняет Сергей Белев.

Минфин считает, что процедура закупок требует упрощения. Например, заказчики могли бы выбирать потенциальных исполнителей не только среди тех компаний, которые были допущены к участию в конкурсе, а среди всех организаций, специализирующихся на производстве конкретной продукции или предоставлении услуги. Так, полагают в ведомстве, можно было бы решить проблему с конкурсами, которые признают как несостоявшиеся.

По мнению директора Института стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, сделать систему государственных закупок более совершенной можно, лишь усилив конкуренцию за заказ. Для этого нужно по максимум обобщить требования к подрядчику, чтобы расширить список претендентов. Также, полагает эксперт РАНХиГС Сергей Белев, стоит отказаться от практики подписания договора с единственным исполнителем. Сделать это, считает он, можно было бы за счет ужесточения санкций за несоблюдение законов. К примеру, сейчас законодательство предписывает заказчикам проводить публикацию графика размещения закупок, которого затем нужно строго придерживаться, определять потребности в товарах и услугах, опираясь на нормативы. На самом же деле требования никто не соблюдает и ощутимой ответственности за это не несет, резюмирует эксперт.

 

Источник: https://newvz.ru/info/150212.html

6
1400
1