Деньги «под снег»

На модерации Отложенный

В 2019 году в России начнет действовать новая схема прохождения по Северному морскому пути, которой должны будут следовать зарубежные военные корабли и суда обеспечения.

 

Контролировать регион Минобороны будет при помощи военной инфраструктуры, развитие которой в Арктике идет ударными темпами и с колоссальными тратами. Издание «Наша версия» выясняло, что «зарывают под снег».

Четыре года назад президент РФ выдал указ, сформировав арктическое командование, в основе которого был поставлен Северный флот. Для этого структуру вывели из подчинения Западному военному округу. Вместе с тем досконально пересмотрели систему базирования кораблей и субмарин, развернув крупный проект по организации военных баз и аэродромов на территории шести ключевых регионов. В комплексе они должны обеспечивать безопасность северным территориям страны от Мурманска до Анадыря. Основная часть земель находится в Заполярье.

Для расквартирования войск возведено пять военных городков, затраты на каждый из которых превысили 4 млрд рублей. Также принято решение о строительстве, реконструкции и обновлении 13 аэродромов. Этим масштабные расходы не ограничиваются – лишь за этот год на вооружение арктической группировки направили свыше 400 единиц военной техники, включая вертолет Ми-8АМТШ-ВА с увеличенной дальностью полета и встроенным автопилотом. На модернизацию оборудования тоже пришлось потратиться.

Кроме того, на Чукотке размещен отряд дронов «Орлан-10» и специально разработанный для сурового Заполярья радиолокационный комплекс «Сопка». Он действует и при сорокаградусных морозах, и при ветре скоростью более 35 м/сек. Единственное, что взывает недоумение, так это целесообразность нахождения здесь такой техники, ведь натовские корабли с самолетами тут едва ли увидишь.

Военных экспертов смущает и присутствие в Арктике двух систем ПВО – арктического варианта зенитного ракетного комплекса «Тор-М2» и самоходного зенитного ракетно-пушечного комплекса малой дальности «Панцирь-СА». По одной из версий, системам ПВО малого и среднего радиуса в регионе делать нечего, и куда оправданней было бы размещение ЗРК большой и средней дальности. Сомневаются знатоки и в необходимости присутствия здесь танков Т-80 с боевыми машинами поддержки.

В оборонном ведомстве не поясняют, против кого будет использована тяжелая бронетехника. Действительно, сложно представить танки Североатлантического альянса на островах Северного ледовитого океана.

Впрочем, в Минобороны смущений по этому поводу не испытывают, продолжая закупать дорогостоящую технику.

Вскоре соединения, размещенные на Севере, получат в распоряжение перспективные боевые автомобили, сейчас их испытывают в условиях низких температур. Недавно появилась также информация о работе над созданием арктического снегохода. Два опытных образца уже готовы, и в следующем году их хотят поставить на конвейер.

Вместе с тем продолжается закупка оборудования для тылового обеспечения. В частности, речь идет о приобретении кузовов-контейнеров, каркасно-надувных быстровозводимых палаток, водоочистительных и опреснительных установок, средств медобеспечения. Планируется пошив спецформы для военных, предназначенной для условий нахождения в Арктике. Освоением направления поставки обмундирования занялись и в концерне «Калашников», предоставив в 2018 году комплекты боевого арктического снаряжения для солдат, пребывающих на Крайнем Севере. В состав входят 40 элементов, включая рейдовый костюм «Нанук», проверенный в экстремальных условиях, специальный спальник, транспортные контейнеры, в которых можно хранить медпрепараты, средства связи, продукты и прочее.

Видеть концерн, занимавшийся исключительно выпуском стрелкового оружия, в роли швеи, странно лишь сперва. В действительности все довольно просто объясняется — если Минобороны под предлогом освоения Арктики выбило из казны огромные суммы, почему бы не приобщиться к их освоению. Скорее всего, такая же логика и у военных. Еще неизвестно будет ли ледовое побоище происходить в реальности, но раз уж удалось убедить власть в необходимости создания на Крайнем Севере мощной крепости, то нужно использовать возможности по полной программе. Вот только, глядя на все это, в памяти всплывают истории из советского прошлого страны, когда на военную инфраструктуру шли колоссальные средства, а, использовав деньги, ненужные военные городки попросту закрывали, отправляя технику под пресс.