Чеченский ОМОН обвиняет правозащитника

На модерации Отложенный

Руководителю правозащитной организации «Комитет против пыток» (КПП) Игорю Каляпину грозит уголовное преследование. Деятельностью КПП недовольно руководство чеченского ОМОНа. Правозащитник обвиняется в разглашении государственной тайны - заявление о возбуждении уголовного дела в отношении Каляпина сейчас находится в Следственном комитете республики.

Сам Игорь Каляпин узнал об активности чеченского ОМОНа от руководителя территориального отдела по расследованию особо важных дел Главного следственного управления Следственного комитета РФ Игоря Соболя. «Он меня официально уведомил о том, что в ближайшее время будет проводиться проверка, и о том, что я должен быть готов явиться к своему чеченскому следователю», - заявил «МН» руководитель КПП.

Правозащитник пока не знает, какую «государственную тайну он разгласил», но обвинения в свой адрес категорически отвергает. «В своей деятельности разглашал я действительно очень много, но все, что я разглашал, не являлось государственной тайной», - утверждает Каляпин. Заявление омоновцев Каляпин расценивает как очередную попытку помешать деятельности «Комитета против пыток» на территории Чечни. КПП инициировал целый ряд громких уголовных дел и судебных процессов, в которых в качестве подозреваемых фигурируют сотрудники чеченского ОМОНа. Наиболее резонансное дело связано с Исламом Умарпашаевым, который был похищен в декабре 2009 года.

По факту исчезновения Умарпашаева Следственный комитет республики возбудил уголовное дело, но вплоть до последнего момента правоохранители доказывали родственникам пропавшего, что не в состоянии установить местонахождение их близкого. После освобождения Умарпашаеву в апреле 2010 года КПП предоставил ему юридическую помощь. В своих показаниях Умарпашаев утверждал, что похитили его сотрудники чеченского ОМОНа, на протяжении четырех месяцев удерживали на своей базе и пытали. Эта история благодаря активности правозащитников попала в прессу и на телевидение - сюжет об Умарпашаеве сняла телекомпания НТВ, но репортаж журналистов так и не был показан в европейской части России.

КПП продолжает помогать Умарпашаеву - пока идет расследование уголовного дела, которое ведет лично Игорь Соболь, правозащитники вывезли узника в безопасное место за пределы Чечни. «И дело Умарпашаева не единственное, которое могло не понравится чеченскому ОМОНу. К примеру, в нашем производстве находится дело об издевательствах омоновцев над сотрудниками республиканского уголовного розыска», - напомнил Каляпин. По словам правозащитника, сотрудники чеченского угрозыска попали под раздачу за то, что задержали по обвинению в убийстве одного из бойцов отряда милиции особого назначения. «На следующий день сотрудники уголовного розыска были незаконно задержаны, доставлены на базу ОМОНа. Как они говорят, их подвесили за ноги на деревья, обливали холодной водой в декабре месяце и пустили через строй: каждый подходил и либо бил, либо плевал. И все это происходило на глазах у командира ОМОНа Алихана Цакаева, который произносил при этом речь, что так будет с каждым, кто поднимет руку на сотрудника ОМОНа», - рассказал Каляпин. Расследование дела по факту избиения сотрудников уголовного розыска было приостановлено, однако правозащитники подали жалобу в прокуратуру Северно-Кавказского федерального округа, и сейчас проводится проверка.

Другое дело, которым занимаются правозащитники, также связано с исчезновением человека, который был впоследствии убит. «У нас есть основания полагать, что сделали это омоновцы. Господину Цакаеву обо всем известно и, разумеется, ему наша деятельность нравиться не может», - утверждает Каляпин. Он уверен, что уголовное дело все-таки будет возбуждено. Цакаев, напоминает правозащитник, - одноклассник главы Чечни Рамзана Кадырова.

Сейчас «Комитет против пыток» фактически единственная правозащитная организация, которая работает в Чечне по делам, связанным с превышением полномочий местных властей. Сводная мобильная группа из сотрудников КПП была сформирована в республике после убийства Натальи Эстемировой, сотрудничавшей с правозащитным центром «Мемориал».