Представляя себе Россию после Путина

После десятилетия застоя и скуки в России ситуация там стала чрезвычайно  сложной. Легко говорить о причинах, лежащих в основе нынешнего протестного движения, но гораздо труднее предугадать будущее правящего режима.

Что будет после Путина? Дело не в том, что режиму грозит непосредственная и прямая опасность. Да, новый средний класс пришел в движение, и в стране налицо серьезное усиление недовольства среди основных групп населения. Однако оппозиция не едина, и сейчас далеко не ясно, насколько значительным фактором она является за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.

Многие почему-то не замечают, что среди демонстрантов были представители крайне правых сил и неофашисты. В их лозунгах и на их транспарантах были отнюдь не страстные призывы к свободе, демократии и защите прав человека. Российские реакционеры, как и либералы, расколоты. Некоторые из них отдают предпочтение реформаторам; другие же испытывают к ним отвращение.

Владимир Путин вначале недооценил глубину чувств протестующих на улицах. Он сравнил демонстрантов с бандерлогами (это непрестанно болтающие обезьяны в киплинговской книге «Маугли»), а их знамена и транспаранты с гигантскими презервативами. Это было не смешно и не эффективно с политической точки зрения. Но вскоре у руководства возникли новые соображения, что проявилось в перегруппировке верхушки кремлевского окружения. Зазвучали обещания – например, о выборах губернаторов вместо их назначения Кремлем. (До 2005 года глав региональных администраций избирали путем народного голосования.) С такими мерами Путин в полной безопасности – пока нефть стоит 100 и более долларов за баррель.

Самыми популярными ораторами оппозиции стали успешный блогер, телеведущий и автор широко читаемых детективов-боевиков с историческим фоном. Никто этих людей чернить и порочить не собирается. Возможно, они смогут управлять Россией не хуже, чем бывший подполковник КГБ. Но сейчас у них нет для этого ни единого шанса. Похоже, страна хочет иметь сильного лидера. Если не Путина, то кого-то похожего на него.

Но Путин находится у власти двенадцать лет, и еще двенадцать – это уже слишком. Мало кто из лидеров в современной истории, даже из числа самых великих, умел уйти вовремя. Многие засиделись на своих постах – Черчилль, Аденауэр, де Голль. Смертным грехом Хосни Мубарака была не коррупция в Египте (мощная, по общему признанию), а то обстоятельство, что он не ушел в отставку лет десять или двенадцать назад. Но Путин не Мубарак. Он моложе, он более динамичный лидер, излучающий энергию и даже сексапильность. Похоже, он пользуется немалой популярностью. Да, сегодня уровень его популярности уже не тот, что раньше. Политический износ и усталость это неизбежность для тех, кто слишком долго остается у власти.



Объединяющий оппозицию лозунг это борьба с коррупцией. Но коррупцию осуждают все, в том числе, Путин и Медведев. Как побороть и искоренить коррупцию, которая в России распространена повсеместно с давних времен (кормление – такая система поборов существовала еще в древней Руси)? Двести лет назад возвращавшийся на родину россиянин спросил своего соотечественника - великого русского историка Карамзина, как обстоят дела в России. «Крадут», - ответил Карамзин. Много лет назад польско-британский социолог Станислав Андрески (Stanislav Andreski) показал, что коррупция в небольшом количестве в некоторых странах даже необходима, чтобы смазывать шестеренки в системе государственного управления. О России можно с уверенностью сказать, что там со смазкой переборщили.

Демонстрации в России это показатель недовольства и неудовлетворенности со стороны зарождающегося среднего класса и интеллигенции. Этим людям нужно нечто лучшее, чем нынешний авторитарный режим. Но пока они представляют собой довольно немногочисленное меньшинство. Они хотят повторного проведения последних выборов, которые были сфальсифицированы, как показало расследование Wall Street Journal. Но всесокрушающего народного движения за проведение новых выборов нет, да и вряд ли они приведут к радикально отличающемуся результату. Путин пользуется поддержкой не только бюрократии и служб безопасности, но и среднестатистической России.

Среднестатистическая Россия, согласно результатам опросов, хочет жить в сильной и процветающей стране, и свобода это далеко не самое главное из ее требований. Идеология среднестатистической России это любопытная смесь из советизма и Солженицына, мощного национализма и православия, подозрительного отношения к иностранцам и конспирологии. Это не самая утонченная и современная доктрина, но своему предназначению она соответствует идеально.

Сторонники нынешнего режима совершенно правильно не придают особого значения политическим угрозам Путину, относясь к ним с пренебрежением. Но и особо далеко в будущее они, похоже, также не заглядывают. В последние годы в России появляется все больше обещаний и надежд. Путин заявил, что к 2020 году Россия будет не только одной из самых богатых и развитых стран, но также культурной и научной сверхдержавой, находящейся на переднем крае всех устремлений и действий человечества. Трудно себе представить, как можно достичь этого, имея недовольный средний класс и антагонистически настроенную интеллигенцию. Поддержка среднестатистической России важна, но только с ее помощью стране не вернуть свой прежний статус великой державы. Россия уже несколько раз в современной истории умудрялась потерять свою интеллигенцию. Печально наблюдать за тем, как этот процесс повторяется, и российские патриоты могут об этом пожалеть.

Источник: http://www.inosmi.ru/politic/20120119/183417390.html

62
1465
0