Последние вздохи "третьего мира"

На модерации Отложенный

Разделением стран на богатые и бедные уже давно никого не удивишь.

Буквально со школьной скамьи каждому человеку в нашей стране доводят до сведения, что есть страны, граждане или подданные которых не могут решить, кушать ли им сегодня, понимаешь, икру морского ежа на обед или обойтись обычной лососевой, и в то же время есть страны, большинство населения которых находится на грани выживания. К последним привычно относят многие страны Африки и целый ряд азиатских государств.

В ситуации постоянной нехватки продовольствия и речи быть не может о проведении политических и экономических реформ. Основная задача граждан этих бедствующих стран - добыть себе пропитание любыми возможными способами: кто-то просто уезжает в другие государства, кто-то занимается браконьерским промыслом или нападением на торговые караваны (в том числе и на море, как у побережья Сомали), кто-то пытается «урвать» побольше гуманитарной помощи. Те же, кто не смог найти себе подходящего канала для получения средств к существованию и, банально, - питания, вынужден радоваться каждому прожитому дню.

Вследствие нехватки продуктов питания и медикаментов, средняя продолжительность жизни граждан пяти африканских государств не дотягивает и до 40 лет. Такими странами являются: Ангола (средняя продолжительность составляет около 38 лет), Свазиленд (32 года), Зимбабве (39 лет), Замбия (38,5 лет) и Лесото (39,9 года).

При этом специалисты такой финансовой организации как Saxo Bank, которая часто выдает достаточно точные прогнозы по поводу ситуации с продовольствием в мире, заявляют, что уже буквально во второй половине 2012 года цены на зерновые и, в частности, на пшеницу могут взлететь аж в два раза. Это едва ли сразу повлечет тяжелые последствия для стран, которые обеспечивают зерном и свое население, и еще имеют возможность масштабного экспорта.

Зато страны, вынужденные импортировать пшеницу, в такой ситуации могут оказаться в весьма сложном состоянии. «Весьма сложное» состояние ожидает и беднейшие страны мира, большой процент населения которых выживает только из-за ввоза зерновых из Европы и Северной Америки по сниженным ценам.

Двукратное подорожание пшеницы может нанести самый настоящий смертельный удар по странам так называемого третьего мира. Уже сегодня власти самопровозглашенных государств на территории Сомали вынуждены просить в общей сложности более полутора млрд. долларов, чтобы закупить достаточное количество продовольствия после сильнейшей засухи, случившейся в Сомали в прошлом году. И Сомали в этом списке далеко не единственное государство, где нехватка продуктов питания стала страшной нормой.

Подорожание зерновых приведет к подорожанию многих других продуктов питания, к примеру, мясной продукции.
Получается, что мировая тенденция к удорожанию зерна может спровоцировать колоссальную «голодную яму» во многих регионах мира. То есть, богатые и относительно богатые страны, фактически сами стремятся к тому, чтобы раз и навсегда отсечь такое явление как «третий мир». Уже ни Евросоюз, ни США не желают так охотно как десять-пятнадцать лет назад финансировать гуманитарные проекты в той же Африке. Евросоюз, который пытается бороться с собственной финансовой прорехой, выделяет все меньше средств для МВФ, одной из функций которого является выдача кредитов беднейшим странам.

Можно себе представить, каких масштабов достигнет миграция из беднейших стран мира, если население этих стран поймет, что никто и никогда больше им помогать не собирается. По некоторым данным, из одной только Африки в европейские страны за последующие пять лет может перебраться свыше 140 миллионов человек, а эта цифра равняется населению России!

Глобализация экономики стала настолько всеобъемлющей, что любая попытка обогащения одной корпорации и группы корпораций в одном регионе может чересчур негативно отозваться на любом локальном участке мировой экономики.

Формула выглядит просто и пугающе: резкое подорожание продовольствия - голод в Африке и Азии - миллионы беженцев - новые обострения социального вопросов - экономический тупик.

Однако это вовсе не означает, что богатые страны должны взять на себя миссию вечных меценатов для таких стран, о которых речь шла выше. Тем более что, по данным многих общественных гуманитарных организаций, более 40% грузов, привозимых в качестве гуманитарной помощи, в этих странах просто разворовывается, а затем продается уже по рыночной стоимости. И очевидную причастность к этой коррупционной схеме имеют либо непосредственно местные власти, либо криминальные группировки, находящиеся с местными властями в тесном «партнерстве». Поэтому внешняя «благодетель» и до народа-то толком не доходит.

Можно ли говорить о плодотворной помощи стране, если около 95% ее взрослого населения являются безработными. Инфляция доходит до астрономических цифр в сотни миллионов процентов в год, а купюры в десятки триллионов местных условных единиц - далеко не нумизматическая редкость. А именно такая ситуация сегодня царит в Сомали, Зимбабве и ряде других африканских государств.

Как ни странно, но экономические показатели того же государства Зимбабве странным образом пошли вниз после приобретения независимости. Некогда сравнительно благополучная Южная Родезия в 1980-м превратилась в «незалежное» Зимбабве - и тут началось: массовые репрессии против белого населения, изъятие земель, создание местных банков, которые выпускали ничем не обеспеченную валюту. Сельскохозяйственные угодья превратились в арены открытых военных противостояний.
Не призывая к новой колонизации, хочется задать вопрос: а гражданам Зимбабве, Сомали, Замбии и других подобных стран нужна эта независимость? Да и от кого вдруг эти страны стали независимыми? Разве, что от порядка, закона и разума... А существование независимости ради «галочки» - весьма спорное завоевание.

Однако те самые, богатые и относительно богатые государства, почему-то не торопятся решать этот вопрос. Идея его решения содержалась в планах Муаммара Каддафи, который пытался объединить сначала север Африки, выпустив новую единую валюту, а затем, при успешном исходе, перейти к масштабной интеграции с другими африканскими государствами. Однако попытка интеграции, как и усиления роли Каддафи на материке, закончилась, как все знают, весьма плачевно. И дело как в нежелании идти на объединение так называемых «местных князьков», так и в том, что «сильные мира» решили не испытывать судьбу, не позволив Африке встать на новые пути развития.

Поэтому сегодня богатые государства решили просто забыть о государствах бедных, но вот дадут ли бедные государства забыть о себе...