Каддафи. Полковника никто не ждет

На модерации Отложенный

Санкции против Ливии введены Москвой через пять месяцев после принятия соответствующей резолюции ООН. Похоже, введение санкций было отложено из-за начала бомбежек Ливии, которые Москва осудила. Однако военная операция в Ливии, похоже, провалилась и теперь санкции вполне можно ввести.

Дмитрий Медведев ввел санкции против Ливии. Санкции были предусмотрены резолюцией Совета безопасности ООН за номером 1973. Именно согласно этой резолюции авиация международной коалиции сочла возможным начать бомбежки контролируемых Муамаром Каддафи районов Ливии.

По мнению российских властей резолюция такого права не дает. «Мое глубокое убеждение, что из неплохой резолюции сделали бумажку, которой прикрывается бессмысленная военная операция... Мы исходим из того, что резолюции должны толковаться буквально, а не расширительно. Если написано, что это перекрытие воздушного пространства, то это и есть перекрытие воздушного пространства», - комментировал налеты союзной авиации Медведев в интервью Financial Times.

Однако западная коалиция считает иначе. Резолюция 1973 «уполномочивает государства-члены (ООН - «Полит.ру»), которые уведомили Генерального секретаря, действуя самостоятельно или через региональные организации или соглашения и действуя в сотрудничестве с Генеральным секретарем, принимать все необходимые меры, несмотря на положения пункта 9 резолюции 1970 (2011), для защиты гражданского населения и мест его проживания, находящихся под угрозой нападения, в Ливийской Арабской Джамахирии, включая Бенгази, но исключая при этом возможность пребывания иностранных оккупационных сил в любой форме на любой части ливийской территории». То есть авиация как бы находится над ливийской территорией и уж точно не «пребывает» на ней, считают члены НАТО.

Резолюция также дает полномочия членам ООН для защиты гражданского населения Ливии без введения оккупационных войск, вводит бесполетное пространство над Ливией (за исключением гуманитарных миссий) и эмбарго на поставку оружия в Ливию, а также постановляет замораживание активов и ограничение передвижения ряда близких сторонников Каддафи, включая трех его сыновей.

Собственно именно все эти пункты и перечислены в указе Дмитрия Медведева.

Самолетам, летящим в Ливию запрещено пролетать через российское воздушное пространство. Военным кораблям России разрешается досматривать суда, следующие в Ливию и из Ливии.

Замораживаются счета и запрещаются финансовые отношения с лицами, упомянутыми в приложении к резолюции. В общем, указом предусмотрены меры в полном соответствии с резолюцией Совбеза ООН. Вопрос лишь в том, почему, поддержав резолюцию, Москва тянула с подписанием указа целых пять месяцев.

Похоже, что это было политическое решение. Резолюция Совебза была принята 17 марта, а уже 19 французские ВВС начали наносить удары по войскам Каддафи. Операция, которая должна была быть скоротечной (предполагалось, что при поддержке авиации союзников повстанцы относительно быстро и легко разобьют деморализованные войска Каддафи и возьмут Триполи), затянулась. Мандат НАТО истекал 27 июня, но командование блока продлило операцию до конца сентября. Москва операцию не поддерживала с самого начала разговоров о ней. Также выступали против операции Бразилия, Китай, Индия и Германия.

И ввести санкции, одобренные резолюцией, для Москвы означало санкционировать еще и налеты сил международной коалиции.

На это Москва пойти не могла — было бы непоследовательно сначала отвергнуть военный путь, а затем де-факто поддержать его. Время подтвердило правоту противников военного решения ливийского вопроса. Ни быстро, ни даже в среднесрочной перспективе режим Каддафи не пал, а повстанцы не смогли одержать верх. Гражданская война в Ливии даже при поддержке западными странами повстанцев приняла затяжной характер.

Де-факто военная операция в Ливии провалилась, режим Каддафи существует, гражданская война продолжается.

Число жертв среди мирного населения растет. Сегодня о необходимости невоенного решения проблемы гражданской войны в Ливии говорят уже не только эксперты, но и политики всего мира. «Прекращение огня, увязанное с политическим процессом, который отвечал бы интересам ливийского народа, это единственный реальный путь для достижения мира и безопасности в Ливии», заявил накануне генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.

Ливийская гражданская война даже в случае прекращения военной операции и введения еще более жестких санкций рискует затянуться, а Ливия как единое государство – перестать существовать. Перспективы самого режима Каддафи также крайне сомнительны. Однако, похоже, военным вмешательством в данном случае купировать конфликт и сместить авторитарного правителя не получилось.