Белоруссия: семейный подряд под крышей Весны

На модерации Отложенный

Впервые о разворовывании оппозиционерами финансовых ресурсов осмелился произнести вслух известный политолог Александр Федута после провала белорусских «демсил» на выборах 2001 года. Тогда крайне резкие обвинения в адрес «коллег» по борьбе пришлись не по душе многим «борцам» за демократию: «По линии самых различных фондов помощь гражданскому обществу в годы правления Лукашенко достигала 9 млн. долларов в год.

Из них попусту разбазаривалось 30%. В среднем в год за счет нецелевого использования (проедания, краж и т.д.) похищалось приблизительно 3 млн. долларов. В предвыборный год эту цифру можно смело удвоить. У меня возникает вопрос: ребята, вы боретесь или сколачиваете личные капиталы? Если сколачиваете капиталы, то семи лет вам должно было хватить. Вы уже насосались. Уходите!».

С тех пор прошло долгих 10 лет, страна дважды пережила президентские выборы и тщедушные попытки доморощенной оппозиции перекроить Беларусь на манер стандартотворцев мировой демократии. Как всегда ничего не получилось – мало денег. Только вот клич «Держи вора!» все чаще стал разносится из стада «демократических сил», а шапки на самых аксакалистых представителях оппозиции «загораются» с пугающей постоянностью.

Дошло дело и до «Весны». Оказалось, что главный «правозащитник» всех «угнетенных» белорусских оппозиционеров и «борец» за законные демократические права и свободы Алесь Беляцкий, даст фору любому финансовому махинатору.

Сначала все было чинно и благородно - высокие заявленные цели нового правозащитного центра подкупили многих, оппозиционеры увидели в «Весне» некий флагман и надежную защиту. Но, как говорят, благими намерениями выстлана дорога в ад, и как только через «Весну пошли денежные потоки по финансированию оппозиции, тут уже стало не до высоких идей: Беляцкий решил самостоятельно делить лакомый пирог под названием «валютные вливания в форме грантов, нацеленные на поддержание гражданского общества в Беларуси».

Для начала Беляцкий убрал из «Весны» ненужных конкурентов и стал единственным и полноправным руководителем правозащитного центра, который, по сути, со временем превратился в банальную контору по отмыванию грантовских денег.

Думающих и идейных людей Беляцкий заменил командой проверенных родственников и финансово зависимых друзей. В свои финансовые схемы «правозащитник» включил старых единомышленников по Белорусскому народному фронту В.Вечорко, Ю.Ходыко, которые по старой дружбе изрядно поправили свое материальное положение за счет западных грантодателей.

Главным бухгалтером «Весны» стала жена Беляцкого Наталья Пинчук - преподаватель Белорусской государственной академии искусств, что позволило «правозащитнику» единолично контролировать поступающие гранты и последующее использование денег. Взял на работу Беляцкий и Влада Лобковича - зятя Винцука Вячорки, уволив перед этим троих высокопрофессиональных юристов, которые работали с людьми на приемах. Оказалось, что студент-Лобкович, имеющий лишь теоретическое представление о юриспруденции, намного важнее для правозащитного центра, чем прикладные юристы с многолетним опытом работы.

Да и о каком оказании правовой помощи гражданам может идти речь, если «Весна» уже давно переквалифицировалась в семейный подряд по получению грантов на личные нужды и написанию липовых отчетов, легализующих уворованные деньги.

Сегодня чета Беляцких, как итогом «правозащитной» деятельности, может похвастаться двухкомнатной квартирой в Минске в районе площади Победы, трёхкомнатной возле Академии наук, уютным домиком в красивом уголке Воложинского района и резервным земельным участком в окрестностях Минска. Причем это только то, что официально оформлено на жену главного «защитника» белорусской оппозиции, так что если даже завтра 'Весна' прикажет долго жить, «правозащитник» останется с приличной денежной компенсацией на личных счетах за границей и недвижимостью в центре Минска.

Сейчас коллеги Беляцкого утверждают, что деньги с его личных счетов «направлялись не на частные нужды лиц, на которых те счета были оформлены, а на правозащитную деятельность». Следовательно, если деньги на счету человека не принадлежат этому человеку, то этот человек – зицпредседатель Фунт, а работа Фунта - сидеть в тюрьме. С классиками не поспоришь, а великих махинаторов не переплюнешь. Так что все по-честному, господин Беляцкий, все по-честному...