Цитадель европейского гуманизма: опасный прецедент

На модерации Отложенный

 2002 году в Латвии случилось несколько диких по своей жесткости изнасилований детей и подростков. С 28 июня по 24 сентября в Риге, Юрмале, Елгаве и Бауском районе произошло «11 эпизодов сексуального насилия извращенного характера относительно несовершеннолетних…граждан» - так это звучит на языке сухого официоза. В двух случаях из одиннадцати жертва не пережила «эпизод насилия…сексуального характера». То есть ребенок умер. Перед смертью удовлетворив похоть извращенного насильника. Навечно оставив несчастными родных и близких. Трудно вообразить что-нибудь более противоестественное, более безысходное, чем похороны родителями своих детей. Даже если гибель случилась по воле слепой стихии или внезапной болезни, а не из-за действий сексуально озабоченного двуногого существа.

Это двуногое существо было поймано достаточно оперативно. Следствие, суд, допросы свидетелей, слезы и проклятия родственников, показания экспертов, сухой треск судебного молотка, речитатив приговора – все как положено. Серийный маньяк В.Савич приговорен к пожизненному заключению и в 2003 году этапирован в Даугавпилсскую тюрьму. Разумеется, от него последовала подача апелляций и кассационных жалоб по существу дела. Во время рассмотрения очередной кассации педофил едва не сбежал. В марте 2004 года, на заседании Рижского окружного суда он посетовал на сложности в ознакомлении с материалами дела – одиннадцать эпизодов зверского насилия сделали тома весьма пухлыми. Уговорив приставов отстегнуть наручники, он отпихнул незадачливых конвоиров и бросился бежать. Убийцу удалось настичь недалеко от выхода из здания суда, который и был завершен с оставлением пожизненного приговора в силе.

После этого, на протяжении 8 лет, главным развлечением В.Савича стали судебные тяжбы с латвийской пенитенциарной системой уже по условиям содержания своей драгоценной личности в тюрьме. И вот тут, после затяжной бюрократической борьбы, педофил таки одержал свою победу – первую после физического превосходства и сексуального надругательства над подростками.

Европейский суд по правам человека 27 ноября 2012 года вынес вердикт в деле «Latvijas vs Savich» в пользу последнего. Латвийское государство признано виновным в создании Савичу «нечеловеческих условий содержания…унижениях его человеческого достоинства…и превышении неизбежного уровня….страдания заключенного». За что и наказывается Латвия штрафом в пользу педофила размером 5.000 евро.

ЕСПЧ еще проявил существенное понимание запредельности финансовых требований маньяка, тот оценил компенсацию своих страданий в 40 раз дороже, то бишь в 200.000 €. В чем же выразились унижения и тяготы несчастного Савича в Даугавпилсской тюрьме? О, это леденящие кровь правонарушения, ознакомление с которыми не рекомендовано впечатлительным юношам и дамам в положении, а именно: запрет на дневной сон и отдых по свободному графику, парадоксально сочетающийся с «общим недостатком подвижности…заключенного»; cодержание в одиночной камере вопреки желанию осужденного. Угу, нет чтоб на Багамы свозить за казенный счет или вечеринку какую организовать; прогулки в сопровождении служебных собак. Случаев угроз (и уж тем более нападений) от овчарок не отмечено, ну вот не любит Савич Рексов и Мухтаров, а злобная администрация это игнорирует; чрезмерно частые обыски - в камере и личные. Естественно, абсолютно необоснованные – он же ни разу бежать не пытался.

В доказательной части своего решения коллегия ЕСПЧ очень мило ссылается на то, что «…условия содержания в Даугавпилсской тюрьме…и ранее, причем неоднократно….критиковались теми, кто приговорен к пожизненному заключению». Ну разумеется, вид четырех пожизненных стен должен навевать совершенно иные эмоции – позитивные и оптимистичные…

Попытка сделать милосердие полностью универсальным способна загубить саму идею гуманизма. Сейчас соревнующиеся стороны – латвийское государство и маньяк-педофил - могут начать новый раунд «дела о жалобе». Будут отстаивать свои аргументы перед Большой Палатой ЕСПЧ, в которой насчитывается аж 17 высоких судей. Жаль, что на это заседание не поедут родственники убитых и изнасилованных детей. Уж они бы высказали ЕСПЧ свою точку зрения о «превышении неизбежного уровня страданий». Но в Брюсселе предусмотрительно работают исключительно с документами, зачем нарушать свой душевный покой беседами с жертвами маньяков?

Возможно, Европейскому суду по правам человека не стоит выходить за пределы своей юрисдикции. И не распространять милосердие на тех, кто недостоин быть частью человечества по делам своим. Дело же не в пяти или двухстах тысячах сотен евро. Дело в глумлении над памятью жертв, которое исходит из цитадели европейского гуманизма – Страсбургского Дворца Прав ЧЕЛОВЕКА.