Иностранных инвесторов зазывают обратно в Россию

На модерации Отложенный

В правительстве – очередной аврал. Премьер Владимир Путин дал команду срочно подготовить пакет поправок в законодательство, упрощающих доступ иностранных инвесторов к российским активам. Межведомственные согласования должны быть завершены в течение двух недель. При таких темпах, считает глава ФАС Игорь Артемьев, закон будет рассмотрен и принят во втором и третьем чтениях «в пределах месяца».

Поручение было дано 25 марта на заседании Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. При этом Путин дал понять, что именно вызывает его озабоченность. Говоря о «втором блоке поправок», он подчеркнул, что с его помощью «предполагается ещё больше облегчить порядок для работы в сфере недропользования».

Основное новшество коснется увеличения порога, при котором иностранному инвестору необходимо обращаться в правительство за разрешением на покупку российского актива, - с 10% до 25% участия в стратегическом предприятии. «Сейчас речь идет о том, - разъяснил глава ФАС, - что если вы покупаете до 25%, вам вообще не надо идти в комиссию, даже если вы покупаете стратегический участок недр».

Что же вынудило главу правительства пойти на правку закона, принятие которого в 2008 году стало торжеством идеологии огосударствления сферы недропользования?

Рискнем предположить, что таким мотивом могли стать провальные данные об иностранных инвестициях, опубликованные Росстатом в конце февраля.

Как выяснилось, за два года действия закона №57-ФЗ прямые иностранные инвестиции обрушились с $27,79 млрд в 2007 г. и $27,03 млрд в 2008 г. до $13,81 млрд в 2010 г., то есть практически вдвое.

Но гораздо хуже положение дел в сфере привлечения иностранных инвестиций в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых: если в 2007 г. вложения составляли $13,67 млрд, то в 2008 г. упали до $4,65 млрд, а в 2010 г. провалились до $1,76 млрд, или почти в 8 раз по сравнению с 2007 г.

Авторы закона №57-ФЗ, вероятно, рассчитывали, что к ним выстроится очередь за получением разрешения на работу в российском ТЭК. Но случилось так, что инвесторы вообще отвернулись от России. И увеличение порога с 10% до 25% ничего не изменит, так как в законе есть немало других подводных камней, делающих работу иностранцев в России сопряженной с неприемлемыми рисками, например, пункт о праве государства лишить компанию открытого ею месторождения.

Без устранения подобных ограничений пожелание Путина о том, чтобы «еще больше облегчить порядок для работы в сфере недропользования», вряд ли окажется выполнимым