BP - развод "по понятиям"

На модерации Отложенный

Точки над i расставил президент Дмитрий Медведев еще в апреле 2009 года. В своем «концептуальном подходе к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики» он указал на «предпочтительность дипломатических каналов урегулирования конфликтов перед судебными».

В России такой подход называется «не по законам, а по понятиям», и практикуется властями повсеместно. Именно поэтому решение судьи в Лондоне, а затем и арбитров в Стокгольме, остановивших сделку BP с «Роснефтью» и сорвавших приобретение контроля над долей акционерного капитала в англо-американском гиганте, стало для московских чиновников неприятным сюрпризом.

Обо всем, как казалось, позаботились заранее. Иностранный партнер выглядел легкой добычей после катастрофического развития событий в Мексиканском заливе и в силу того, что четверть его балансовых запасов находится на российской территории. BP даже согласилась увеличить свой пакет акций «Роснефти» и придать видимость законности активам, которые российская госкомпания получила после развала ЮКОСа. Был готов и камуфляж - соглашения о совместной работе в Арктике, которые могли приобрести хоть какой-то практический смысл только через пару десятилетий. 

Сорвалось. Авторы схемы: премьер Владимир Путин и его заместитель по ТЭК Игорь Сечин – действовали в полном соответствии со сложившейся в российском руководстве практикой, то есть «по понятиям», поставив ВР перед необходимостью принять все условия сделки.

Вот только партнеры ВР в России предпочли законность. Поняв, что их компаньона втягивают в альянс с их конкурентом, они в полном соответствии с международными нормами бизнеса обратились в суд: ведь ВР в самом деле нарушила договоренность со своими акционерами и действовала в ущерб их интересам.

Исход конфликта пока неясен. У альянса Альфы с американскими компаниями Access и Renova есть действующее соглашение с ВР, и две судебные инстанции уже вынесли совершенно недвусмысленные решения в их пользу. Однако российские власти тоже имеют возможность воздействовать на процесс. Помнится, юристы Михаила Ходорковского тоже уверяли его, что ЮКОС не нарушает законодательство…

Будет интересно увидеть, какой административный ресурс применят инициаторы сделки «Роснефти» с ВР, чтобы заставить альянс российско-американских миллиардеров осознать необходимость следовать «понятиям» вместо закона. Без шума сделать это вряд ли удастся. Правительство понимает, что экономика России остро нуждается в иностранных инвесторах и пытается создать видимость благоприятного климата для деловой активности.