Владимир Соловьев: главный итог Социализма

На модерации Отложенный

Разумеется, все эти процессы классообразования (мелкой буржуазии) пошли после хрущевских "оттепелей", о которых так любят ностальгировать нынешние демократы, но которые так не хотят помнить "оттепельный" расстрел рабочих в Новочеркасске. Причем, демократизацию они приписывают себе, а вот расстрел вешают на коммунистов. Извините, ребята, "кто первый встал, того и тапки". Расстрел рабочих был бы невозможен без вашей "демократической оттепели". Если рабочих уже не признают гегемоном, то можно уже и стрелять. Мы не забудем эти "расстрельно-демократические оттепели". Мы это помним. Но не бывает минусов без плюсов, также как не бывает плюсов без минусов. Диалектика! Гармония!

Переход к коммунизму невозможен без коммунистического труда. Был ли он в СССР? Да, был! Теоретически переходный период социализма можно представить графиком. Труд наемный, господствовавший при капитализме, должен заменяться на труд коммунистический при переходе к коммунизму. Это и есть главная задача Социализма. Смысл переходного периода.
Но это теоретически. А было ли так на самом деле, на практике? Да, было! Но только не так, не в виде плавненькой линии перехода, а этапами, ступенями становления, развития:
Коммунистические субботники - Соцсоревнование - Модель коммуны Макаренко - Бригадный подряд

Оговорюсь сразу. Мне известно, что после выхода человечества из стада появились 4 формы труда: рабский, крестьянский, наемный и коммунистический (если считать труд общинный - тогда 5), которые одновременно сосуществовали в любом обществе, в любой стране, в любом веке, на любом континенте. Но общество определялось господствующей формой труда. Если господствовал (то есть приносил наибольшую пользу, давал главный доход) труд рабский, то над ним (над этой базой, основой) могло быть только рабовладельческое государство. Если господствовал труд крестьянский, то только феодальное - царь-король с попом под ручку; труд наемный давал буржуев, парламент и президента, а труд коммунистический - коммунизм. Мы здесь рассматриваем только две - основные сегодня - формы труда: труд наемный и труд коммунистический. Наши советские служащие - это, безусловно, труд наемный - решили, что раз у них труд наемный, значит, и у всех наших рабочих - тоже "труд наемный". Следовательно, нам всем нужна демократия, парламент и президент. Вот об эту иллюзию они и разобьют и свои носы, и свои сытые обожравшиеся морды.

Анализ динамики форм труда - тема настолько важная, что эту статью следовало бы начать с нее. Дедушка Ленин так и сделал. Он начал свою деятельность с первого тома своего полного собрания сочинений, с работы "Развитие капитализма в России", в которой доказал: да, Россия есть крестьянская страна. Но в крестьянской среде каждый день, каждый час, каждую минуту идут процессы разложения крестьянства на беднейших, которые бросают всё и уходят рабочими в города, и богатейших кулаков-мироедов, которые богатеют, обзаводятся мельницами, маслобойнями и мануфактурами, превращаясь в капиталистов. (Крот истории делает свое дело). Отсюда Ленин делает вывод: раз капитализм развивается, значит, буржуазно-демократическая революция в Российской империи неизбежна и неотвратима! Ее сделают без нас. А наша задача: продлить буржуазно-демократическую революцию до социалистической.

Ни одной работы с анализом форм труда и его динамики в России сегодня НЕТ! Ни у демократов, ни у "коммунистов". В отличие от нынешних демократических утопистов, возжелавших построить демократию неизвестно на чем, на какой основе, Ленин был прагматик-практик, материалист. Он основы знал. Он знал, что без фундамента можно строить только песчаные или воздушные замки да карточные домики.
Что касается меня, то тогда, в 14 лет (в 1963 году), я, естественно, не мог сделать анализ форм труда, как Ленин, а смог заняться этим вопросом только к 1980 - 1985 году. Не будучи экономистом и только для себя. Но я пишу свою Исповедь, а не чью-то другую, и с моей хронологией.

На второй схеме хорошо видно, что труд коммунистический появился сразу после социалистической революции в самой простой своей форме. В форме коммунистических субботников, когда мужики-рабочие на Калужско-Рязанской железной дороге собрались, повздыхали, почесали затылки и давай паровозы ремонтировать. Ни с того, ни с сего, и, причем, задаром. Какой лай, какой вой и какая хула на них обрушились! Частенько в прессе мелкобуржуазные писаки ставят под сомнение само существование такого понятия, как "классовое чутье". Оно есть! И еще какое. Мелкобуржуазные писаки-бумагомаратели сразу почувствовали неладное. Чужое! Чужой! Фас!! И они гавкали на первые коммунистические субботники, потом на все коммунистические субботники, потом на Стаханова, потом на Гаганову и на "того парня" и гавкали все 75 лет и гавкают до сих пор, хотя социализма уже давно нет. Чужое! Чужой! Фас!! "И лают псы до рвоты". Казалось бы, ну какое твое собачье дело? Сидишь себе в газетенке, пописываешь статейки, бумагу мараешь. Что тебе до этих рабочих с Калужско-Рязанской железной дороги. Они же тебя не трогают. Нет, надо гавкнуть, нагадить. Задрать лапку и оставить отметку на вечную память: здесь был пес такой-то - "Полкан" там или "Дозор" или какой еще "Дружок" народа.
А тогда даже еще толком и не поняли, "что это?", но уже гавкали, пока Ленин не стукнул кулаком по столу и не сказал: "Великий почин".

Знал ли Ленин о такой форме коммунистического труда? Нет, не знал. Вопрос о социалистическом соревновании Марксом-Энгельсом обсуждался как об альтернативе конкуренции и был неплохо разработан, но они не знали и не могли знать всех форм коммунистического труда. Ленин мог написать "Как организовать социалистическое соревнование", но Ленин не знал коммунистических субботников. Он их узнал в бесплатном труде рабочих-железнодорожников, и это был действительно "великий почин"! То, ради чего они сидели в ссылках и тюрьмах, то, ради чего они принесли неисчислимые жертвы, то, ради чего они и совершили Великую Октябрьскую Социалистическую Революцию, - сбылось! Рабочие поверили в революцию. Поверили в свою рабочую власть и почувствовали себя хозяевами тех паровозов, той железной дороги и всей страны. Великий почин! На месте Ленина я бы вообще банкет закатил. Шашлычки там, барашек, шампанского. Ведро. Или два. Но, видимо, он был скромней меня. "Наша газета посвящена вопросу о коммунистическом труде. И необходимо особо отметить, что вопрос этот мог быть поставлен в повестку дня только после: (1) завоевания политической власти пролетариатом, (2) только после решающих побед на фронтах гражданской войны, (3)только после укрепления этой власти пролетариата". (Ленин).

"Коммунистический труд в узком смысле слова - это есть (1) труд добровольный, (2) труд дисциплинированный, (3) труд сознательный, (4) труд вне нормы, (5) труд сверх нормы, (6) труд без вознаграждения, (7) труд без расчета на вознаграждение, (8) труд по привычке трудиться на общую пользу, (9) труд как потребность здорового организма". (Ленин).

Как видим, Ленин выделил 9 признаков коммунистического труда, имея перед собой в натуре, в реальности еще только коммунистические субботники. Всё еще впереди! Социалистические соревнования с громадным спектром имен, идей, находок и достижений, модель коммуны Макаренко, бригадный подряд и еще кое-что. Об этом "кое-что" будем говорить позже, отдельно. Но "великий почин" уже сделан!
Следующей ступенью становления, этапом развития коммунистического труда стало социалистическое соревнование. Обратите внимание: два из девяти Ленинских признаков исчезли, шестой и седьмой - "труд без вознаграждения, без расчета на вознаграждения." Зато появился целый ряд новых признаков: гласность (10), рост квалификации (11), переход в отстающие бригады - взаимопомощь (12), взаимообучение (13), чувство хозяина (14), хотя его можно приплюсовать к 9 Ленинским уже на этапе коммунистических субботников.Наивысшая производительность - труд сверх нормы(5) - настолько впечатляла, что остается только удивляться и восхищаться предвидению наших отцов-основателей. Вообще вся история человечества - это история постоянного поиска наивысшей производительности труда. Когда труд рабский оказался производительнее труда общинного, люди расстались и с трудом общинным и с самой общиной. Когда труд крестьянский стал более эфективным, чем рабский - рабов распустили и еще дали им по клочку земли, превратив в крестьян. Более эфективный труд наемный похоронил крестьянство, церковь и королей с царями, а труд коммунистический оказался эфективнее труда наемного. Социализм уже на этапе Соцсоревнования и стахановского движения доказал это. Каждый общественный строй, каждая форма труда имеет свой диапазон производительности и свои максимальные проценты развития, а то находятся идиоты или идиотки - обычно среди наших депутатов госдумы РФ - которые, не моргнув глазом, на полном серьезе пытаются доказывать, что феодальное государство может быть более динамичным, чем капиталистическое. Например, Российская империя при царе-батюшке. Они не учились в школе. Бедняги не знали, что производительность труда рабского и крестьянского давала повышение не более 4% за каждые 100 лет.

Труд наемный, даже во время "чудес", не более 9% годовых, а труд коммунистический еще при стахановцах до 43% годовых, а при бригадном подряде уже 200, 300 и до 400% годовых! В разы! Не в проценты, а в разы. В два, три, в четыре раза! Причем все это повышение производительности "съедалось" нашими дармоедами буржуа. Конечно, они старались спрятаться за военные расходы, за ВПК (4,8 млн. чел.), за врачей с учителями (2 млн. чел.), но их то было сорок! Сорок миллионов ИТР на шее у 80 млн. рабочих. На этом этапе четко обозначился классовый характер комм. труда (15), наибольший эффект в промышленности (16), самосовершенствование (17), динамичность (18), универсальность (19), расширение, охват все новых отраслей народного хозяйства (20), коллективизм (21), сотрудничество, связь с другими коллективами (22), энтузиазм, радость труда (23), оптимизм, вера в будущее (24).

Особо отметим стихийность (25) и закономерность (26) возникновения комм. труда. Маркс, Ленин знали, что он будет развиваться, но где, когда, с какого числа и в каком коллективе - этого предсказать не мог никто.
Модель коммуны Макаренко также требует тщательного изучения. Во-первых, Макаренко ошибался, когда думал, что изобрел новую систему педагогики. На самом деле он вышел на труд коммунистический, который обладал, как мы уже видели признаками взаимообучения (13) и взаимовоспитания (27), причем гораздо более мощными и эффективными, чем традиционные педагогические системы (коллектив воспитывает). Интернационализм (28). И хотя нашелся все-таки один иудей, который заявил, что его ущемляют по национальному признаку, но остальные (человек пять) у Макаренко его не поддержали. В бригадном подряде такой вопрос вообще не возникал. Интернационализм коммунистического труда стал доказанным фактом. Забота о детях (29), о нетрудоспособных членах общества о подрастающем поколении. Беспризорников принимали, умывали, одевали-обували, кормили, учили и в люди выводили. Гуманизм (30), еще один признак - перемалывание уголовников (31) и правонарушителей. Сюда же можно добавить (это не все знают) лечебный характер (32) труда при пограничных психических заболеваниях. Комм. труд лечит психопатии, неврозы, неврастении, фобии! Вот почему мы можем ответственно заявить - при коммунизме не будет тюрем! В коммуне Макаренко мы уже видим начало хозрасчета (33) и самоуправления (34), видимо здесь же надо искать истоки упразднения госаппарата (35), когда Макаренко в один день мог уволить (сократить) всех воспитателей колонии. Тема, которая зазвучала уже в полный голос при бригадном подряде. Авторитет власти избранных ими советов (36) (не из-под палки добытый авторитет) коллектива. Слияние промышленного труда с сельскохозяйственным (37). Изменение отношения к женщине (38), хотя, возможно, этот признак надо отнести уже к соцсоревнованию (баба - она тоже человек!), традиции, возникновение новых (39), красота, эстетика труда (40), расширение сферы свободы личности в коллективе (41), самовыражение личности в коллективе (42), "ситуация успеха" (43), когда весь коллектив переживает, чтобы у товарища получилось. Это вам не палки в колеса и не песок в шестеренки как при конкуренции. Здесь же я бы выделил еще одну особенность коммуны Макаренко - возможность обучения в любом возрасте (44), доступность обучения для всех.

Бригадный подряд - это наивысшая ступень развития коммунистического труда при социализме, последняя ступень перед коммуной. Ворота в коммунизм. Самоуправление (34) и хозрасчет трудового коллектива (33). Упразднение госаппарата за ненадобностью (35). Привлечение ИТР внутрь рабочего коллектива (45) в качестве рядовых и полноправных его членов. Совмещение умственного труда с физическим (46). Решение экологических проблем (47) когда Владислав Пахомович Сериков ругался, даже на чужих стройках видя закапываемые в землю (захоронения) не использованных при строительстве железобетонных плит, балок и других деталей, которые вполне можно было бы использовать где-то в другом месте. Экология как естественное чувство хозяина! Все экологические движения призывают к чувству совести, долга и т.д., а коммунизм решит экологические проблемы просто и естественно - из чувства хозяина. Зачем же гадить, где живешь, если все и так твое? Здесь же, в бригадном подряде появляется собственность рабочего коллектива (48), не предусмотренная никакими законами соц. государства. Тракторок, взятый во вторчермете из металлолома, отремонтированный и активно использованный бригадой на стройплощадке. Чей он? Или домик на берегу отремонтированный всей бригадой и использованный для отдыха по очереди. Не чей-нибудь лично, а бригадный домик, бригадный трактор. Читаешь об этом в наше время, время поголовной прихватизации, как сказку. Но это было. Было на самом деле - а, значит, Будет! А наша мразь-интеллигенция еще смеет заявлять, что наши рабочие "с низким сознанием". Еще один интересный момент. Владислав Пахомыч говорил, что "Коэффициент Трудового Участия у нас есть единственно возможная моральная оценка работника!". Личности в коллективе.

Вдумайтесь в это. Начисление зарплаты уже не за труд, не только за труд, но уже и за то, что "человек хороший". Принцип - "зарплата по труду" - уже превзойден. Кем? Строителями в ватниках. Половина из которых бывшие зеки, но которые уже прошли школу коммунистического труда и которые в любой точке СССР гордо заявляли: "Это раньше мы были Ваньками, а бригадный подряд сделал нас Иван Иванычами!" Медали "за доблестный труд", ордена "трудового красного знамени", золотые звезды героев. Самоуважение рабочего человека (49), гордость за профессию, за свой труд. Видите, сколько наработок уже было у нашего Его Величества Рабочего класса. Ни одна последующая ступень развития комм. труда не отменяет предыдущую. Наоборот, каждая последующая могла вырасти только на плечах у предыдущей, как развитие продолжение предыдущей. Макаренко свободно, по мере необходимости использовал и комм. субботники и соцсоревнование внутри коммуны. Также было и в бригадном подряде. Конечно, все это стало возможным "только после завоевания политической власти пролетариатом" (50), только при наличии марксистско-ленинской идеологии (51), только при поддержке этой власти пролетариата (51). Сравните - Ленин: жизнь на каждом шагу показывает нам ростки нового в старом, и необходимо уметь видеть эти ростки нового, защищать поддерживать их, выращивать, холить и лелеять. Сталин - "решительно пресекать все попытки администрации пакостить стахановскому движению+ всяческие попытки администрации пакостить стахановцам - рассматривать как классово враждебные". (Все гениальное просто!) Программа КПСС 1961 г. - "Диктатура пролетариата уже выполнила свою историческую функцию и с точки зрения внутреннего развития перестала быть необходимой в СССР... (поторопились, ребятки, точнее, уже предали, уже ревизовали марксизм). Необходимо вести дело таким образом, чтобы, привлекая самые широкие народные массы к участию в управлении государственными делами... сокращать платный государственный аппарат с тем, чтобы работа по управлению перестала быть особой профессией". Как видите, маразм крепчал. Уже не пролетариат - уже "народные массы". В результате рабочих выкинули из власти полностью, всех до единого. Этой же цели служат "налогоплательщики, россияне понимашь..., избиратели..., электорат... и т.д. и т.п." Все это словоблудие не бескорыстно. Тем более в документах. Тем более в программных документах. За каждым словом - чьи-то интересы. Интересы каких-то классов. Первыми взвыли китайские товарищи: "КПСС - партия ревизионистов". Но китайцев мы тогда не очень-то уважали. Мы тогда все ждали "через 20 лет". Но голоса протеста раздавались и у нас. Все газеты союза обошла фраза: "Пахомыч, ты прав - в штабах засела контра!" Владислав Пахомович Сериков - рабочий, выросший до революционера! Шли семидесятые - восьмидесятые годы.

Была ли классовая борьба при социализме? Да была. Линия фронта классовой борьбы в СССР проходила по границе между трудом наемным и трудом коммунистическим. Там, где рабочие переходили на комм. труд они всегда натыкались на жесточайшее противодействие со стороны мелкой буржуазии. До Хрущева партия и правительство были на стороне рабочих, после него уже нет. Хотя были и исключения. Вред Хрущева для партии, социализма и всего мирового коммунистического движения еще до конца не оценен. В угаре хрущевской демагогии и клоунады, КПСС забыла дать рабочим определение коммуны, как компас для определения направления движения, мерку для определения, что уже есть и к чему еще стремится, что еще предстоит сделать, золотой ключик от будущего. Попробуй доказать, что ты делаешь то, чего нет. Делаешь коммуну, когда никто еще не знает, что такое коммуна. Именно в такое положение были поставлены Макаренко, Сериков, Злобин, Шубин из Хабаровска и сотни, тысячи других лидеров рабочего движения.
Кто-нибудь скажет, а зачем вообще нужны эти признаки комм. труда? Чтобы увидеть будущее. Оно не свалится с неба, оно вырастает из "вчера" и "сегодня". Понедельник начинается в субботу. Только так мы можем ответить на вопрос: какой, какое? Какой будет коммунизм? Какое будет коммунистическое общество.
Коммуна - это динамичная, постоянно развивающаяся, расширяющаяся и самосовершенствующаяся хозрасчетная самоуправляющаяся организация высоко сознательных и высококвалифицированных промышленных рабочих, организованная и обеспеченная (морально, материально, политически) пролетарской властью при господстве и руководстве марксистско-ленинской идеологии для стирания грани между трудом умственным и трудом физическим, между трудом промышленным и сельскохозяйственным и создания социально однородного общества путем ассоциации в своих рядах интеллигенции и крестьянства в качестве свободных и полноправных членов общества для обеспечения невиданного ранее роста производительных сил и средств производства и окончательной ликвидации противоречий между производительными силами и производственными отношениями, оптимально, с наилучшим эффектом использующая свои средства производства и природные богатства на своей территории для достижения наивысшего в мире и постоянно растущего уровня жизни и обеспечения бескризисного стабильного развития общества, а также взявшая на себя заботу обо всех нетрудоспособных членах общества (дети, старики, инвалиды) и впервые в истории сделавшая возможным и неизбежным переход к светлому идеалу всего человечества - коммунистическому обществу. Коммуна - это основная ячейка будущего общества.