Митинги и шествия: европейский опыт

Всякий раз, когда готовится большая акция, возникают споры о допустимости перекрытия части городского пространства ради митингующих, о защите интересов простых жителей, об угрозе транспортного коллапса и т.п.

Понятно, что всё это от лукавого, потому что подобные аргументы, превращающиеся затем в отказные визы на заявках, звучат со стороны администрации только тогда, когда речь идёт об оппозиционных выступлениях. Между тем, определённый баланс между правами и интересами митингующего на улицах меньшинства и сидящего дома большинства, мирно жующего свой гамбургер, достаточно давно уже найден, так что от нас не требуется заново изобретать велосипед. Европейская практика, основанная в т.ч. на решениях ЕСПЧ и Совета Европы, обобщена, к примеру, в документах ОБСЕ. Вот некоторые выдержки, которые могут быть полезны и заявителям нашего шествия 4 февраля, и - особенно - представителям московской администрации.

"Публичные собрания могут быть особенно значимыми во времена политической напряженности или в период, когда граждане требуют социальных перемен. Демонстрации и протесты... могут быть важным средством требования перемен, когда нет более институционально оформленных механизмов для осуществления социальных изменений.

[Европейский] суд допустил, что публичные собрания могут создать некоторые временные помехи или нарушить привычный повседневный порядок жизни. Если собрания являются важной частью жизни в демократическом обществе, тогда лица, участвующие в них, имеют такое же право на использование общественных мест, как и люди, занимающиеся другими видами деятельности. Таким образом, собрания могут временно нарушать движение машин и пешеходов или воздействовать на экономическую деятельность и другие стороны городской жизни. При этом собрания по определению являются временной деятельностью, и, таким образом, всякое нарушение установившегося порядка должно быть сбалансировано защитой прав других лиц.

Многие собрания могут вызывать некоторое нарушение привычного течения жизни, но улицы и другие общественные места являются законными площадками для проведения собраний - в той же мере, в какой они являются путями движения транспорта и пешеходов. Работа полиции должна быть направлена на то, чтобы уравновесить конкурирующие потребности всех лиц, использующих общественные места, а не ограничивать действия участников публичных собраний. Полицейские должны вмешиваться в происходящее только в ответ на незаконные действия; они не должны препятствовать мирному собранию или останавливать его.

Только мирные собрания находятся под защитой закона. Мирные намерения организаторов собрания не должны страдать из-за того, что собрание может вызвать противодействие некоторых слоев общества.

Наоборот, важность общественных собраний как средства выражения спорных точек зрения означает, что собрания как раз могут вызывать обиду или раздражение у других групп или лиц. Европейский суд по правам человека отметил, что государство обязано принимать соответствующие меры по защите тех, кто реализует свое право на свободу мирных собраний, от агрессивных действий
других лиц.

Нередко случается, что власти налагают ненужные ограничения на проведение собраний вблизи важных общественных мест - таких, как здание парламента, президентский дворец или другие учреждения, - вследствие обеспокоенности тем, что могут быть созданы неудобства другим людям или может быть нарушена работа государственных органов. Однако почти всегда есть возможность содействовать проведению собраний таким образом, чтобы одновременно правительство и другие органы могли работать в обычном режим.

Собравшимся должно быть разрешено находиться в пределах видимости и слышимости своей целевой аудитории. Собрания всегда являются способом выражения мнений или идей, и мешать либо необоснованно ограничивать участников, желающих наиболее эффективно довести свое мнение до сведения целевой аудитории, значит разрушать фундаментальную природу данного права. Поэтому требование проводить собрания слишком далеко от адресата их послания или запрет на применение некоторых видов звукоусиливающих средств может фактически быть отказом в праве на проведение собраний.

Аналогичным образом, совершенно неприемлемо принуждать организаторов менять место проведения собрания или проводить его в местах, удаленных от центра города или от целевой аудитории. В некоторых странах власти отвели специальные площадки для проведения собраний, часто находящиеся в удаленных и относительно недоступных местах. Это неизбежно ограничивает число людей, которые могли бы присутствовать на собрании, а также нарушает принцип, согласно которому собрания должны проводиться в пределах видимости и слышимости их целевой аудитории, и тем самым уменьшает действенность собрания.

Решение о запрете мирного собрания должно всегда основываться на явных и поддающихся проверке доказательствах и должно использоваться в качестве последнего средства. Запреты могут налагаться лишь в ответ на серьезную угрозу насилия и беспорядков, связанную с конкретным собранием, и государство не должно преувеличивать риск насилия с целью простого недопущения собрания."

Полностью "Руководство по мониторингу свободы мирных собраний" ОБСЕ, включая ссылки на конкретные решения ЕСПЧ, можно прочитать здесь.

Источник: http://publicpost.ru/blog/id/4067/

1
431
0