Санкт-Петербург: почему "ЕР" решила не менять схему выборов

На модерации Отложенный

Петербургская «Единая Россия» окончательно определилась, по какой схеме будут проходить декабрьские выборы в петербургский ЗакС. А именно – по старой, как в прошлый раз. Теперь, когда правила игры объявлены, выборы можно считать окончательно начавшимися.

Вариантов схемы выборов было всего два. Старая схема - по существующим 50 округам, когда в каждом из них выдвигаются кандидаты от партий, а места в парламенте распределяются между партиями в зависимости от того, сколько голосов получили представлявшие ее люди. 

Новая - смешанная схема: округа укрупняются в два раза – в них выдвигаются обычные кандидаты, а еще 25 человек – по партийным спискам. То есть избиратель должен был бы голосовать за двух депутатов: одномандатника и представителя партийного списка. 

До последнего момента все были уверены, что «Единая Россия» предпочтет последний вариант. Он представляется более выгодным с точки зрения результата: всех своих сильных действующих депутатов, которые исправно вкладывали деньги коллективной поправки в округа, партия власти выдвинула бы как одномандатников. С учетом поддержки Смольного она взяла бы около 20 округов из 25. К тому же укрупнение округов провели бы так, чтобы разрезать на мелкие части округа оппозиционеров, лишив их прикормленных избирателей, а территории единороссов сохранить, добавив к ним кусочки соседних оппозиционных владений. Не везде, конечно, такое было возможно, но разбить территории самых вредых эсеров типа Олега Нилова и Алексея Ковалева «Единая Россия» могла. 

К этим 20 округам партия власти добавила бы 30 - 40% голосов по партийным спискам (выборы будут походить одновременно с федеральной кампанией в Думу, так что с пиаром у медведей проблем бы не было).

Старый вариант, который теперь объявлен окончательным, даст «Единой России» меньший результат по мандатам, зато больший – по голосам, поданным за партию. Потому что популярные у избирателей депутаты-единороссы, выдвинутые по партийным спискам, должны принести партии дополнительные проценты.

Противники «Единой России» считают, что партия власти отказалась от первой схемы, осознав масштабность грядущих внутренних конфликтов. Одни депутаты-единороссы были бы недовольны тем, что их лишают округов, другие – тем, как их округа укрупняют. А в ходе самих выборов два кандидата внутри одного округа занимались бы преимущественно тем, что топили друг друга. В самой «Единой России» говорят, что смогли бы разрулить все более-менее безболезненно. А на старой схеме остановились именно потому, что она дает больший процент самой партии. Поскольку в Москве начальство не волнует, у кого сколько одномандатников. Главное – результат партийного голосования. И если он будет плохой, возможны последствия.

Есть объективная причина – наличие оппозиции «Единой России» выгодно. Сейчас, имея в ЗакСе формально 23 голоса, т.е. меньше половины, медведи контролируют 4 эсеров и 4 коммунистов, что дает им возможность принять любое решение. И одновременно – рассказывать в случае чего Смольному, что не все в этой жизни так просто. Тогда как если медведи будут иметь формальное большинство, исполнительная власть будет относиться к подобным разговорам без всякого понимания.

Впрочем, многие эксперты говорят, что не понимают, почему «Единая Россия» отказалась от варианта смешанной схемы – плюсов в ней гораздо больше, чем минусов. И предполагают, что есть некие скрытые причины. Родилась даже версия о вмешательстве в эту историю Владислава Суркова, хотя выглядит она крайне неправдоподобной.

Кандидаты могут паковать чемоданы

Как рассказала Online812 социолог Татьяна Протасенко, которая уже занялась предвыборными исследованиями, главная особенность текущего момента – неожиданно высокая готовность избирателей идти на выборы, о которой они сообщают во время опросов. 

Так, по последним данным, пойти голосовать за депутатов (не уточняя, каких) собирается 41% опрошенных. Обычно процент желающих принять участие в выборах растет по мере их приближения и накануне дня голосования оказывается даже несколько больше, чем число дошедших до участков. В 2007 году перед думскими выборами, которые также прошли в декабре, 41% желающих проголосовать был только в октябре, отметила Татьяна Протасенко. Одной из причин такого роста, считает она, может быть общая политизация общества в контексте экономической и политической неопределенности.

В выборах, помимо 4 присутствующих в парламенте партий (ЕР, СР, КПРФ, ЛДПР), могут принять участие еще 3 – «Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело». Первое примет участие обязательно. Никаких следов «Патриотов» в Петербурге никто не видел, но на последних выборах месяц назад они получили места в нескольких региональных ЗакСах. Так что теоретически могут попытаться и здесь. «Правое дело» существует лишь в мозгу одной из кремлевских башен, но перед думскими выборами может получить импульс к своему развитию. 

Предвыборная жизнь «Единой России», как правящей партии, представляется наиболее стабильной. Она должна вести свою кампанию под убаюкивающими лозунгами «все хорошо, а будет так же, только еще лучше». Но полностью удержаться в этом русле, скорее всего, не получится: слишком скучно и слишком много желающих повоевать. Поэтому единороссы будут пинать эсеров, принося им столько же вреда, сколько и пользы. Поскольку все, что не некролог – то пиар.

Главной интригой на ближайшее время для партии власти будет вопрос, возглавит ли ее предвыборный список Валентина Матвиенко.

С одной стороны – не факт, что это будет однозначно хорошо для рейтинга «Единой России». С другой стороны, если губернатор не встанет во главе списка, чиновники на местах воспримут это как показатель второстепенности выборов. И будут относиться к ним без должного рвения. Источники в партии заявили «Городу», что хотели бы видеть Валентину Ивановну в своих рядах, но сама она окончательного решения не приняла.

У «Справедливой России» есть яркие лидеры типа Оксаны Дмитриевой, Алексея Ковалева и Олега Нилова, к тому же позиция критиков нелюбимой народом власти всегда электорально привлекательна. А в Петербурге эсеры, в отличие от своих старших московских товарищей они – наиболее последовательные оппоненты Смольного из числа парламентских партий. В данном случае традиционное мнение, что на одной критике, даже если она конструктивная, победить нельзя, может оказаться ошибочным. Однако на этом сильные стороны эсеров заканчиваются и начинаются слабые. Самое главное – это плохие связи с землей: из 111 муниципалитетов лишь в нескольких они имеют серьезное влияние, тогда как подавляющее большинство подконтрольны «Единой России». А муниципалитеты – главные центры прикормки избирателей на местах. Можно предположить, что «Справедливой России» будет тяжело с размещением рекламы, особенно наружной, рынок которой контролируется Смольным, да и вообще придется пострадать от административного ресурса.

КПРФ – партия, которая может вообще не вести предвыборную кампанию. Ее электорат стабилен. Он растет сам по себе – за счет раздраженных действиями властей граждан, считающих коммунистов наиболее оппозиционной силой. Однако состав фракции КПРФ может существенно поменяться. Среди ее депутатов нет ярких лидеров, на прошлых выборах они все получили примерно одинаковый процент голосов, близкий общегородскому результату партии. 

Кроме того, нынешнему лидеру фракции КПРФ и ее городского отделения – Владимиру Дмитриеву, свергнувшему в свое время Владимира Федорова, не удалось до конца подавить сопротивление оппонентов. С которыми он пару месяцев назад даже подрался на глазах приехавшего в город трех революций Геннадия Зюганова. Вследствие этого разлада, говорят, трех нынешних депутатов-коммунистов уже сманили к себе единороссы и эсеры. Что плохо для партии, поскольку действующий депутат во всяком случае принесет ей больше голосов, чем простой кандидат.

У ЛДПР ситуация обратная – в прошлый раз все ее депутаты получили в 1,5 - 2 раза больше, чем сама партия. То есть, в отличие от КПРФ, можно предполагать, что состав фракции если и претерпит изменения, то не сильные. Правда, эту партию периодически потрясают разные конфликты, связанные с перераспределением депутатских мандатов. Например, когда лидер местных жириновцев Геннадий Волчек, ставший на мартовских выборах 2007 года депутатом ЗакСа, уходил в декабре в Думу, он должен был уступить свое место стоявшему следующим в очереди Владимиру Белозерских. Однако в суд был подан иск, опротестовывавший результаты голосования за Белозерских по нескольким участкам. Иск удовлетворили, и первым в очереди оказался шедший за ним кандидат – отец Дениса Волчека.

Партия «Яблоко», не являющаяся парламентской, должна будет собирать 70 000 подписей. В прошлый раз ее на этом этапе сняли с выбров, о чем Смольный, вероятно, впоследствии пожалел: часть потенциальных избирателей «Яблока» пошла к коммунистам и эсерам. В этот раз он такой ошибки, скорее всего, не допустит и партию зарегистрируют, что позволит Смольному отобрать у эсеров как минимум несколько процентов. Конечно, властям было бы лучше, если бы эти несколько процентов достались «Единой России», а не «Яблоку», но, во-первых, не факт, что «Яблоко» пройдет в ЗакС, а во-вторых, лучше иметь много маленьких оппозиционеров, чем одного большого.

В рамках либеральных инициатив Дмитрия Медведева в городском законе существует норма, по которой партия, не прошедшая минимальный барьер (7%), но набравшая больше 5%, получает право на одно депутатское кресло. Поэтому для «Яблока» принципиально, кто будет первым в списке. Претендентов два: Максим Резник и Михаил Амосов. Партийцы договорились, что закажут уважаемой обеими сторонами социологической конторе опрос горожан и на его основании выберут достойнейшего. 

Теперь яблочники и эсеры, которые две недели назад вместе стояли на трибуне оппозиционного Марша в защиту Петербурга, будут конкурировать друг с другом. «Партийные выборы подразумевают, что каждый сам за себя, - заявил «Городу» лидер яблочников Максим Резник. - Я с уважением отношусь к отдельным представителям «Справедливой России», но в целом эта партия – спарринг-партнер «Единой России». Вместо реальной политической конкуренции нам пытаются подсунуть битву нанайских мальчиков». «Наш основной конкурент – «Единая Россия» и мы имеем реальные шансы ее победить, - прокомментировала ситуацию глава эсеров Оксана Дмитриева, - а любая грызня внутри оппозиции – только на радость врагу».

Итоги предыдущих выборов в ЗакС (март 2007-го) 

«Единая Россия» 37,37%
«Справедливая Россия» 21,90%
КПРФ 16,02% 
ЛДПР 10,88%
Не прошли:
«Патриоты России» 5,60% 
СПС 5,17%