Проблемы возрождения элеткронной отрасли в РФ

На модерации Отложенный

В минувший понедельник Комитет Государственной думы по промышленности провёл парламентские слушания «О законодательном обеспечении развития электронной промышленности». В стенах парламента состоялся откровенный разговор о проблемах национальной безопасности в связи с критическим состоянием электронной промышленности и компонентной базы. Анализ состояния отрасли и предложения по законодательному совершенствованию её работы представил в своём докладе председатель думского Комитета по промышленности Сергей СОБКО (фракция КПРФ). Публикуем его в сокращении.

 ТЕМА СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ радиоэлектронной промышленности важна настолько, что стоит вровень с вопросами национальной безопасности. Во время конфликта между Грузией и Южной Осетией во всех наших подразделениях, которые участвовали в военных действиях, аппаратура была «моторолловская». Она просто перестала работать. Командиры подразделений брали у журналистов мобильные телефоны, чтобы поддерживать связь в бою. Я считаю, что это позор для страны.

Безусловно, приоритетным для нас сейчас является развитие производства электронной компонентной базы. Будем откровенны, производства интегральных схем с параметрами, адекватными современным требованиям, в России сегодня нет. Есть отдельные примеры современных разработок, в частности, в Зеленограде. Однако это исключение. К большому сожалению, производство интегральных схем осуществляется не в России, а за её пределами, зарубежными фирмами.

Сегодня у нас выпускаются военная, промышленная, аэрокосмическая электроника, информационно-коммуникационное оборудование, системы безопасности, автоэлектроника. В принципе российская наука и промышленность могут и должны создавать и суперкомпьютеры, и персональные ЭВМ, и смарт-карты, и так далее. К сожалению, пока есть очень много нерешённых вопросов экономического и организационного порядка, которые тормозят этот процесс.

В сфере российской радиоэлектроники работают разные предприятия. Условно их можно разделить на три типа.

Первый — организации, которые входят в Реестр оборонно-промышленного комплекса (ОПК). В декабре 2010 года Комитет по промышленности провёл «круглый стол» по техническому и технологическому состоянию ОПК с приглашением всех заинтересованных сторон. Состоялся очень предметный разговор. В результате появился документ в виде рекомендаций. Буквально в марте мы проводили семинар-совещание в Ижевске, где этим рекомендациям была дана высокая оценка со стороны конкретных предприятий ОПК.

Побывав в Ижевске на самых разных предприятиях, на практике пришлось убедиться, что ситуация просто аховая. Так, на радиозаводе, который работает над системами, связанными с ГЛОНАСС, директор показывает блок и говорит: все железо, которое есть, мы делаем, а 96,6 % начинки — это американское. Причем не всё еще можно купить. Поэтому приходится использовать разные «партизанские тропы», чтобы обеспечить производство всем необходимым. Понятное дело, гарантий, что там нет «закладок», которые выведут из строя это оборудование, — никаких.

Перед ОПК стоит целый комплекс проблем, которые тормозят развитие отечественной электроники и компонентной базы. Вот основные: несовершенство закона о гособоронзаказе; недоступность кредитов; мобилизационные мощности, которые требуется поддерживать, но из бюджета выделяется только 10 процентов от необходимого. И самая главная — кадровый вопрос: возраст специалистов на многих оборонных предприятиях — 55—70 лет.

Люди держатся только потому, что всю жизнь посвятили себя этому производству.

Для привлечения молодых кадров нет стимулов: низкая зарплата, которую выплачивают нерегулярно. В декабре наш «круглый стол» по ОПК в рекомендациях специально коснулся этой проблемы. Мы вышли с предложением о предоставлении отсрочек от армии молодым специалистам, которые готовы прийти работать на оборонные предприятия.

Второй тип — государственные предприятия радиоэлектронной отрасли, которые не входят в ведение Министерства промышленности. Мы проводили выездное заседание Комитета по промышленности на экспериментальном заводе Академии наук в Черноголовке. Прекрасное предприятие, которое оборудовано по последнему слову техники, хорошие специалисты. Нам показали установку для стравливания тонких слоев с кремниевых пластин в низкотемпературной плазме. По характеристикам она уникальная. Аналогов в мире нет. Проблема в том, что завод принадлежит Академии наук, которая может финансировать только научно-исследовательские разработки, а не производство. И завод при Академии наук не может выпускать серийную продукцию.

Третий тип — это примерно две тысячи частных предприятий, работающих в условиях свободного рынка. В основном это малый и средний бизнес. Все эти предприятия наряду со специфическими проблемами отрасли обременены ещё и проблемами, свойственными всему сектору малого и среднего бизнеса.

По статистике, сейчас в России производство электроники вроде бы демонстрирует неплохие показатели роста. Росстат говорит, что в 2010 году по сравнению с 2009-м производство электронных компонентов и аппаратуры для радио, телевидения и связи увеличилось на 12,6%, офисного оборудования — на 19,5%. Думаю, это эффект низкой базы. Всё зависит от того, откуда начинать отсчёт. Если реально посмотреть на ситуацию, то доля российских производителей на мировом рынке не превышает 0,5%.

Убеждён, что отрасль нуждается в системном комплексном подходе. Необходимо найти те производства, которые бы сыграли роль локомотива. Создание высокотехнологичных предприятий должно рассматриваться как приоритетная задача государства. Такие предприятия должны быть отнесены к категории стратегических. На этот счёт мы подготовили проект рекомендаций, выработанных в ходе рабочих встреч, которые прошли перед слушаниями.

Первый блок — стимулирование спроса на продукцию отрасли. Здесь очень важное место занимают вопросы гособоронзаказа, госзакупок, закупок госкорпораций и госмонополий, а также развитие специфических рынков: аппаратура ГЛОНАСС, универсальные электронные карты.

Второй блок — поддержка инвестиционных процессов. Тут есть свои эффективные инструменты. В частности, освобождение от уплаты НДС на ввоз отдельных видов технологического оборудования, не производимого в России, меры таможенно-тарифного регулирования. Со своей стороны, как законодатели, мы готовы ставить вопрос о снятии ограничений на передачу лицензий, технологий, оборудования и материалов в рамках межпарламентского сотрудничества. Предложен ряд мер по кадровому и ресурсно-сырьевому обеспечению.

Еще раз подчеркну: возрождение электронной отрасли и производства компонентной базы в России — это государственная задача. Нужны комплексная стратегия и целенаправленные капиталовложения.