Россия имеет все для победы, но может и проиграть

На модерации Отложенный

В последнее время многие аналитики пришли к выводу, что мировой финансовый кризис может закончиться мировой войной. Игнорировать такое мнение нельзя – чтобы не исчезнуть, страна должна быть готова к самому плохому. Поэтому «АН» решили рассмотреть этот вопрос более подробно.

Большие войны назревают долго и имеют серьезные идеологические и экономические причины. Спусковым крючком может стать малый повод или даже провокация. Однако главная причина – элиты стран уже не способны решать миром основные вызовы, ставящие под угрозу суверенность их государств. При этом в расчет не принимается, что война может изменить их начальныобянин замыслы и выстроить мир, о котором они вначале даже не думали. К примеру, нынешнее мироустройство все еще существует на основе Ялтинских и Бреттон-Вудских договоренностей стран антигитлеровской коалиции, хотя Мировую войну начали в 1939 г. немцы совсем с другими целями.

Во времена холодной войны мир был поделен на две части: с одной стороны – СССР, с другой – США. У каждой стороны были свои сателлиты и союзники, остальные страны служили полем для соперничества. Эта картина была относительно простой, и к ней легко привыкли. Когда же в 1991 г. рухнул СССР, единственной сверхдержавой остались США. Кто-то даже подумал – наконец-то раздавили русских.

Что изменилось с того момента?

С тех пор произошел ряд важнейших изменений в расстановке сил.

1. Россия прошла тяжелейший период очередного исторического схлопывания, сумев удержать целостность страны и влияние на всем постсоветском пространстве. Москва не допустила гражданской войны, сохранила культурную идентичность. Пусть с потерями, но все-таки сохранен критически важный для державы оборонно-промышленный комплекс.

2. Выросла мощь Китая. Глядя на него, аналитики все чаще вспоминают расцвет Поднебесной империи в звездные для страны исторические периоды. Сохранение коммунистической идеологии позволяет Китаю «играть в капитализм» по собственным правилам.

3. Япония попала в сложную экономическую ситуацию. Но, с другой стороны, там снова проснулись имперские амбиции и самурайский дух. 

4. Европа объединилась и приняла свою Конституцию. Рано или поздно Франция и Германия проведут жесткую военную реконструкцию Евросоюза – это вопрос времени. К этому подталкивает отсутствие собственных энергетических ресурсов и большое (более полумиллиарда) население.

5. Исламский мир усилился за счет демографического роста. При этом в исламских странах Южной и Юго-Восточной Азии появилась военно-технологическая база для глобальных амбиций.

6. Великобритания балансирует между эффективной неоимперской культурой и вторичной по отношению к США и Евросоюзу экономической политикой.

7. Консервативная элита США прикрылась демократом Б. Обамой. Это позволяет ей проводить удачное сочетание мировой военной экспансии и одновременно навязывать ведущим странам выгодную Вашингтону «антикризисную» и «антитеррористическую» повестки дня.

В итоге после эпохи близнецов США и СССР, после холодного удушения американским Джоном брата Ивана (соратника по управлению миром), после двух десятилетий полной гегемонии США в мире образовалось семь глобальных сторон. Или, говоря коротко, – акторов (деятелей, субъектов политики). Акторов с большой буквы: США, Евросоюз, Россия, Китай, Япония, мир Ислама, Великобритания.

Правила игры

Ключевая проблема глобальных акторов состоит в том, что экономики всех стран сильно переплелись. Поэтому полное уничтожение одного из них очень плохо скажется на других. Так что борьба идет только «до первой крови». Затем победитель, вместо того чтобы отрубить поверженному голову, предпочитает поставить его на колени и заставить платить дань. Дань может выражаться как в доступе к стратегическим ресурсам, так и в покупке тех же американских гособлигаций с низким процентом, не покрывающим инфляцию. Не возбраняется заплатить тем или иным своим сателлитом.

Такой этики ведущие мировые страны придерживаются лишь в отношениях друг с другом. Ко всем остальным это применяется, мягко говоря, не в полной мере. Достаточно вспомнить Сомали, Ирак, Афганистан, Бирму, Таджикистан, Киргизию, Таиланд, Судан и далее по всей планете.

Три гребца справа, три гребца слева

Англосаксонская, китайская, японская, исламская политическая мысль очень любит метафоры и образы. Мировую политику в преддверии Третьей мировой войны можно представить в виде плота, который сплавляется по большой и бурной горной реке. На плоту много пассажиров, но весла есть только у семи. У шести гребцов тяжелые весла, у кормчего весло поменьше, и работает он им пореже.

С правой стороны плота находятся три гребца, которые очень не любят друг друга. Но эта команда состоит из сильных бойцов с хорошей военно-психологической и физической подготовкой. У них отличное, самое современное снаряжение. Эти гребцы – США, Россия и Китай – злобно зыркают друг на друга, но все-таки придерживаются правил и договоренностей. С худеньким и умненьким Британским кормчим у трех игроков правого борта полное понимание. Британец им платит благодарностью и дает возможность приобретать свои футбольные клубы и бывшие королевские дворцы.

С левой стороны плота гребцы, которые не собирались идти по реке в майках одного цвета. Они попали в единую команду лишь потому, что так решил их гегемон – Вашингтон. Они имеют разный уровень военной подготовки, у них разный инвентарь, совсем разный опыт участия на «чемпионатах мира». Два из них в прошлую мировую драку крепко получили по морде от гребцов правого борта. Третий в последний раз мог навязывать свою волю в стародавние времена.

Гребцы левого борта – Европа, Япония и Ислам уверены, что они вместе случайно и временно. Их главная задача не выпасть из числа гребцов и не стать пассажирами. Для этого они активно работают веслами. Британского кормчего гребцы левого борта не считают самостоятельным актором. Они думают, что это Вашингтон взял своего кровного родственника и посадил на фартовое место. Британец обижается и строит козни.