В Нидерландах начался суд по делу о крушении Boeing МН17 над Донбассом

На модерации Отложенный

Речь идет о катастрофе малайзийского пассажирского Boeing-777 рейса МН17, летевшего из Амстердама и сбитого над зоной боевых действий в Донбассе 17 июля 2014 года. Жертвами трагедии стали все 298 человек, находившихся на борту. Дело расследовалось более пяти лет и лишь сейчас началось его рассмотрение в суде.

Проводившая расследование международная следственная группа, сформированная из представителей Нидерландов, Бельгии, Австралии и Украины, пришла к выводу, что самолет был сбит ракетой, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса "Бук", доставленного в Донбасс из 53-й зенитной ракетной бригады, расквартированной под Курском. Обвиняемыми по делу проходят трое россиян - бывший министр обороны непризнанной ДНР, отставной полковник ФСБ Игорь Гиркин (Стрелков), подполковник запаса ВДВ Олег Пулатов (по кличке Гюрза), отставной офицер ГРУ Сергей Дубинский (по кличке Хмурый) и гражданин Украины, командир разведподразделения ГРУ самопровозглашенной ДНР Леонид Харченко (Крот). Ни один из них на заседание не приедет, но одного из обвиняемых - Олега Пулатова - будут представлять нидерландские адвокаты и российский юрист Елена Кутьина. Как сообщает bbc.com, Пулатов также согласился дать показания по видеосвязи.

Сергей Дубинский ранее заявлял, что считает все обвинения в его адрес бредом: "Любой человек, имеющий мало-мальское отношение к армии, вам скажет, что начальник контрразведки, отвечающий за транспортировку, а тем более боевое применение установки "Бук" - это из области даже не фантастики. Это в Кащенко". Игорь Гиркин также отрицает выдвинутые против него обвинения: "Кого-то же надо сделать козлом отпущения. Вот и выбрали меня и других, кто даже теоретически не мог сбить этот самолет. Ополчение "Боинг" не сбивало. Больше я никаких комментариев не даю".

Впрочем, нидерландские прокуроры отмечают, что никто из обвиняемых действительно сам не нажимал на кнопку старта боевой ракеты, но, будучи в руководстве вооруженных сил непризнанной ДНР, они занимались вопросами поставок вооружений, в разной мере отвечали за перевозку "Бука" по территории Донбасса и предоставили экипажу зенитно-ракетного комплекса данные о точке, откуда лучше всего осуществлять пуск ракет по воздушным целям.

 

"Предстоящее судебное разбирательство может стать одним из самых масштабных за всю историю международной юстиции как по продолжительности, так и по вниманию. Символично, что сам процесс будет проходить не в обычном зале суда, а в юридическом комплексе на территории аэропорта Амстердама. Заседания будут идти на голландском языке, часть слушаний - на английском", - сообщает bfm.ru. Не исключено, что в начале уголовного процесса обвинения могут предъявить и другим подозреваемым, в том числе - четверым российским военнослужащих 53-й бригады, которые, предположительно, управляли тем самым "Буком". До сих пор их имена не оглашались, так как, по мнению нидерландских прокуроров, "против этих людей нет достаточных улик" для предъявления суду.

"Хотя судебный процесс рассматривает суд Гааги, его не следует путать с Международным судом ООН, - отмечает "Немецкая волна". Несколько стран, чьи граждане погибли в результате трагедии, действительно требовали назначить международный трибунал по делу о крушении MH17, но Россия воспользовалась правом вето в Совете Безопасности ООН, чтобы заблокировать эту инициативу.

Тогда власти Нидерландов предложили провести процесс по своему национальному законодательству. Такой выбор был сделан потому, что две трети - 193 из 298 пассажиров сбитого самолета были гражданами этой страны, а также потому, что международное следствие велось под руководством нидерландских полиции и прокуратуры".

В судебном комплексе "Схипхол" неподалеку от Амстердама обычно проводятся слушания по самым громким делам, вызывающим большой общественный интерес, на которых присутствует много журналистов и родственников потерпевших. "По мнению экспертов, с которыми я разговаривал, весь процесс может занять как минимум четыре-пять лет с учетом того, что сначала нужно представить все доказательства, потом, видимо, какие-то вопросы будут оспариваться, обсуждаться, может быть, будут запрашивать экспертизы. Кто-то говорит, что у суда уже нет другого выбора, кроме как вынести обвинительный приговор, иначе в Нидерландах на них просто будет организована травля", - говорит корреспондент агентства ТАСС в Гааге Виталий Чугин.

Международная следственная группа отмечает, что ее доказательства базируются на показаниях свидетелей, которые наблюдали запуск ракеты, на анализе ее обломков с уникальным серийным номером, спутниковых снимков и данных радаров, фото и видеоматериалов транспортировки комплекса по дорогам Донбасса. Такую же версию выдвигала и независимая расследовательская группа Bellingcat. "У нас достаточно свидетельств того, что Россия причастна к крушению "Боинга", - заявил летом 2019 года ведущий координатор Международной следственной группы, прокурор Нидерландов Фред Вестербеке. Следователи также обнародовали серии перехватов телефонных переговоров между подозреваемыми в причастности к катастрофе, в том числе и с участием недавно ушедшего в отставку помощника президента России Владислава Суркова, отвечавшего за украинское направление. Всего уголовное дело состоит из почти 30 тысяч страниц - в 30 раз больше, чем в романе Льва Толстого "Война и мир". В министерстве обороны России в свою очередь говорили, что ракета была выпущена из действительно из зенитно-ракетного комплекса "Бук", но принадлежащего Украине, ракетой, которая там находилась еще с 1986 года.

На сегодняшнем заседании суда в Нидерландах дадут слово стороне обвинения: она отчитается, завершен ли сбор материалов по делу, на какой стадии находится расследование и будет ли оно продолжено. Вести заседания будет коллегия из пяти судей, трое из них имеют статус постоянных, а двое - заместителей.

По словам эксперта Международного института гуманитарно-политических исследований Владимира Брутера, скорее всего суд потребует от России выплаты компенсаций и выдаст международные ордера на арест обвиняемых по делу, тем более что в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) проходят и параллельные процессы по жалобам родственников погибших, где ответчиками выступают как Россия, так и Украина. Украинскую сторону обвиняют в том, что она не закрыла небо для гражданской авиации в районе боевых действий.

Катастрофа Boeing МН17 привела к принятию более жестких, по сравнению с "крымскими", санкций в отношении России со стороны США и Евросоюза и ответных контрсанкций России. В частности, именно после этого с прилавков российских магазинов исчез ряд ставших привычными европейских продуктов.