Петербургская ОНК зафиксировала следы пыток у членов ячейки радикальных анархистов

На модерации Отложенный

Члены Общественной наблюдательной комиссии Санкт-Петербурга зафиксировали следы пыток у Игоря Шишкина и Виктора Филинкова, которых обвиняют в том, что они готовили госпереворот. Молодые люди якобы входили в террористическое сообщество, ячейки которого были разбросаны по всей России. Заключение ОНК опубликовано на сайте организации.

Ожоги от электрических проводов

Как передает корреспондент Znak.com, в отчете ОНК приводятся свидетельства о пытках обоих фигурантов резонансного дела о терроризме. Визуальный осмотр Шишкина и Филинкова был осуществлен в конце января — начале февраля. Члены ОНК установили, что на руках Шишкина имеются ожоги, видны следы от наручников, на шее — царапины и ссадины, нижняя губа разбита. Под левым глазом большая гематома вплоть до кости, в углу глаза кровь, вокруг правого глаза — синяк. Шишкин сообщил о легком сотрясении.

Наряду с этим на спине у молодого человека заметны ожоги, на бедре — огромная гематома. Общественная наблюдательная комиссия сделала очевидный вывод, что это результаты пыток. На это также указали многочисленные ожоги, полученные, предположительно, от электрических проводов. В медицинском журнале СИЗО эти следы зафиксированы как ушибы, при этом Шишкин их «происхождение объяснить не может». Правозащитникам он сказал, что гематомы получил на тренировке, а откуда на его теле ожоги от электрошокера — не помнит.

В заключении ОНК отмечается, что Шишкин при их визите выглядел «сильно избитым и подавленным, спрашивал разрешения у сотрудников [СИЗО] на каждое свое действие», «просил членов ОНК не делать то, что может вызвать недовольство сотрудников СИЗО».

«Не дергайся, что ты орешь»

У Виктора Филинкова правозащитники зафиксировали многочисленные ожоги от электрошокера на ноге и груди, гематому на правой щиколотке и следы от наручников на обеих руках. Всего члены ОНК насчитали примерно 33 следа от ожога, часть из них — парные. 

Филинков рассказал, что травмы ему нанесли 24 января сотрудники ФСБ, которые сразу после задержания вывезли его за город на Volkswagen Transporter, где избивали. Сотрудники ФСБ требовали от молодого человека дать признательные показания, а добившись согласия, требовали выучить точные формулировки. Чекисты угрожали, что если Филинков откажется от показаний, это избиение станет «легкой версией того, что будет». Измываясь над молодым человеком, люди в масках говорили: «Не дергайся, что ты орешь». 

Филинков назвал примерный номер автомобиля, на котором его возили сотрудники ФСБ, и припомнил, что пытавшие его люди получали указания по мобильным телефонам от собеседников, которых называли: «В.В.», «С.С.» и «Снежок».

Позже активист написал объяснительную в УМВД и УФСБ с формулировками, которые его заставили выучить наизусть. Молодому человеку угрожали: в случае отказа его пообещали поместить в СИЗО в камеру с людьми, больными туберкулезом. После этих процедур его повезли на обыск в квартиру, где он проживал с соседом. Соседу тоже угрожали, требуя от него сообщить, что он «что-то знает», и тогда «все будет в порядке», говорится в заключении ОНК.

Филинков рассказал членам ОНК, что его убеждали перестать встречаться с правозащитниками. В противном случае силовики обещали новые проблемы. В частности, к нему в СИЗО приходил сотрудник ФСБ Константин Бондарев, который руководил пытками в лесу.

Ранее «Медиазона» сообщала, что Филинков подал в Следственный комитет РФ заявление о пытках и издевательствах со стороны сотрудников ФСБ. Молодой человек сообщил, что Бондарев сказал ему о том, что «качели с ОНК играют против него», намекнул на возможность перевода в СИЗО с худшими условиями и угрозой безопасности. 

По словам активиста, чекист извинился перед ним и призвал дать показания, чтобы получать минимальный срок в три года.

Якобы Бондарев ему также сказал, что ему самому не нравится заниматься своей работой и принес Филинкову свои извинения. Но задержанный их не принял. 

Адвокат антифашиста Виктора Филинкова Виталий Черкасов, с которого ФСБ взяла подписку о неразглашении сведений предварительного следствия, недавно на своей странице в Facebook отметил, что ни прокуратура, ни следователи, ни судмедэксперты до сих пор не проверили сведения о пытках.

«Когда мы подадим жалобу в ЕСПЧ, все эти государевы люди будут трясти томами запоздалых проверок и уверять: доводы Филинкова о применении пыток не нашли своего подтверждения.

Но ЕСПЧ — не российская прокуратура, он этим россказням давно не верит!» — подметил Черкасов.

Выводы комиссии ОНК

В выводе комиссии говорится, что государство не заинтересовано в объективном расследовании пыток Филинкова и Шишкина. Сейчас, когда многие следы уже сошли, эксперты, которые могли бы «квалифицированно зафиксировать и установить происхождение ран», так и не посетили арестованных, несмотря на многочисленные заявления адвоката и жены Филинкова, членов ОНК и сообщений в СМИ.

«Тем не менее члены ОНК полагают изложенное в данном заключении достаточным, чтобы утверждать факт применения пыток со стороны сотрудников ФСБ по отношению к обоим арестованным», — говорится в заключении. 

В конечном счете петербургская ОНК рекомендовала провести всесторонне расследование пыток и обеспечить прозрачность дальнейших оперативно-следственных действий в отношении Шишкина и Филинкова.

Ранее на насилие со стороны сотрудников ФСБ пожаловался также Илья Капустин, которого допросили по делу в качестве свидетеля; он рассказывал «Медиазоне» о пытках электрошокером и угрозах сломать руки. 

Фабула дела о новых «народовольцах»

Ранее в издании Republic появилась публикация, основанная на материалах уголовного дела. Из документов следует, что антифашисты Шишкин и Филинков с еще несколькими сторонниками входили в террористическую организацию «Сеть», у которой есть ячейки в Москве, Петербурге, Пензе и Белоруссии. Эта структура якобы планировала государственный переворот, мятежи и взрывы на выборах президента РФ и ЧМ-2018.

В ФСБ считают, что участники «Сети» с помощью терактов планировали «раскачать народные массы для дальнейшей дестабилизации политической обстановки в стране». В качестве жертв были выбраны сотрудники силовых структур, главы местных администраций и руководители политических партий. 

Аресты активистов «Сети» начались в октябре 2017 года и продолжились в январе текущего года. Согласно последним данным, шестерым задержанным предъявлены обвинения в создании и участии в «террористическом сообществе» (статья 205.4 УК). 

В материалах дела указывается, что головная пензенская ячейка «Сети» называлась «Восход», или «5.11», московская — «МСК», две петербургские — «Марсово поле» и «Иордан-СПб». Каждому из «народовольцев» отводилась определенная роль. 

Основателем «Сети» ФСБ считает жителя Пензы Дмитрия Пчелинцева. В «Марсово поле» якобы входило до шести человек (в том числе Филинков), в ячейку «Иордан-Спб» — семь человек (включая Шишкина), в московское отделение — до четырех человек.