Юрист выяснил, что в РФ тайно реабилитировали десятки чекистов — участников репрессий

На модерации Отложенный

В России прокуратурой были тайно реабилитированы десятки сотрудников НКВД, участвовавших в сталинских репрессиях. Такие сомнительные решения выносились в 2012–2013 годах. Об этом «Радио Свобода» сообщил юрист Александр Бусаров, который хитроумным образом получил доступ к соответствующим документам.

Чтобы достать материалы о чекистах, Бусаров выдавал себя за фанатичного сталиниста. Сотрудники прокуратуры видели в нем человека, который восстанавливает добрую память об офицерах сталинских спецслужб. «Я был на личных приемах, разговаривал с военными прокурорами, мы общались в неформальной обстановке. Я говорил им, что хороших чекистов следует отделить от плохих. Диссидента во мне никто не видел», — рассказывает он.

Так Бусаров смог получить десятки папок с документами Главной военной прокуратуры, Верховного суда, ФСБ, администрации президента РФ, в том числе с грифами «секретно» и «совершенно секретно». Свой архив Бусаров называет проектом «Немезида» или «засекреченным Нюрнбергским процессом».

Изощренный план юриста заключался в том, чтобы юридическая машина путинской России, сама о том не ведая, вынесла приговор чекистской системе. Бусаров собирал сведения о чекистах, которые были репрессированы в 30–50-х годах и остались не реабилитированными. По его замыслу, Главная военная прокуратура должна была повторно рассмотреть их дела и вынести решения о том, что чекисты являются преступниками и реабилитации не подлежат, но только не по вымышленным обвинениям в шпионаже и троцкизме, а за служебные преступления.

 Суд встал на сторону главы ФСБ, который назвал Большой террор «перегибами на местах»

Когда же Бусаров стал обращаться с заявлениями о пересмотре дел, то начал получать письменные ответы о том, что осужденные сотрудники НКВД, о которых он ходатайствовал, уже реабилитированы. Таких реабилитаций в течение только одного года обнаружилось около тридцати. Бусаров решил идти дальше и стал просить ведомства вернуть реабилитированным государственные награды. После этого Главная военная прокуратура начала частично отменять свои прежние решения.

«Это совершенно беспрецедентный случай, — говорит Александр Бусаров. — Такого потока дереабилитаций в истории прокуратуры никогда не было». По его данным, последовали также кадровые решения — многие люди, принимавшие решения о реабилитациях чекистов в 2012 году, покинули военную прокуратуру. Опасаясь разоблачения, Бусаров выехал за границу и вывез все документы.

По словам юриста, в данный момент дереабилитировали не всех. Например, оправданными до сих пор остаются сподвижники Берии Степан Мамулов и Степан Шария, а также некоторые другие чекисты.