Экономика тюрем в России: коррупция и безработица

На модерации Отложенный

Российские заключенные за прошлый год произвели продукции на 30 млрд рублей (940 млн долларов), заявило руководство ФСИН. Учитывая масштабы уголовно-исправительной системы, это немного, говорят эксперты. Но главная проблема в том, в каких условиях трудятся заключенные, а также в низкой эффективности этого труда.

Поводом к тому, чтобы поговорить об экономике тюрем, стало письмо Надежды Толоконниковой, отбывающей наказание в мордовской колонии за антипутинский молебен в храме Христа Спасителя.

По ее словам, заключенные трудятся по 16-17 часов в день при одном выходном в месяц; при этом норма выработки завышена, а зарплата занижена.

Правозащитники отмечают, что заявления участницы панк-группы Pussy Riot звучат вполне правдоподобно. И добавляют, что вся система производства в российских тюрьмах находится в глубочайшем кризисе.

Во-первых, при масштабах системы объем выручки не самый большой: около 1 млрд долларов. Для сравнения, две крупнейшие американские частные тюрьмы: Corrections Corporation of America и GEO Group - двумя годами ранее, по информации Justice Policy Institute, имели общую годовую выручку в 2,9 млрд долларов.

Во-вторых, фактически система работает не на полную мощность. Если формально трудиться должны все заключенные, за исключением нетрудоспособных, то фактически в производстве заняты не более 30%. Для остальных просто нет работы.

В-третьих, оборудование (о чем пишет в письме и Толоконникова) давно устарело и износилось. Производить в таких условиях конкурентоспособный товар невозможно.

"Координаты рабского труда"

Помимо этого, систему не обошла стороной и извечная российская проблема высокой коррупции. Вопрос не только в том, почему исправительные учреждения зарабатывают меньше, чем могли бы, но и в том, куда уходят заработанные деньги.

"Понятно, что как бы плохо ни работал человек, он не может заработать 116 рублей за месяц"

Андрей Бабушкин,
правозащитник

"Мы видим это на примере Толоконниковой. Понятно, что как бы плохо ни работал человек, он не может заработать 116 рублей за месяц", - восклицает председатель комитета "За гражданские права" Андрей Бабушкин.

Он поясняет, что именно столько, по всей видимости, составляет месячный оклад Толоконниковой, если на лицевой счет ей перечисляют 29 рублей. Дело в том, что администрация колонии может удерживать три четверти зарплаты осужденного, направляя их на траты по его содержанию.

"Мы обращали внимание руководства ФСИН и президента, что дальше в системе координат рабского труда уголовно-исполнительная система развиваться не может. Президент нас поддержал, но очевидно, что система инерционна", - констатирует эксперт.

В том, что российские заключенные в среднем получают по 140 рублей в день (а не в месяц), как утверждает во ФСИН, он сомневается.

Что делают власти? Факты

Осужденных в России - 862 тысячи. В системе ФСИН работает 330 тысяч. То есть на одного работника системы приходится 2,6 заключенных. Для сравнения, в Британии на троих заключенных приходится один сотрудник тюремного ведомства.
ФСИН - второй по важности работодатель в стране после "Почты России".
В федеральном бюджете на 2013 год на финансирование системы ФСИН заложено 215 млрд рублей. На нужды здравоохранения - 282 млрд рублей.
В структуре расходов на российскую тюрьму примерно 19% уходит на содержание заключенных и 70% - на содержание тюремщиков.
Самая "сидящая" страна - США: там число заключенных максимальное и в абсолютном, и в относительном исчислениях. В американских тюрьмах находится 2,23 млн человек, а на 100 тыс. населения приходится 716 заключенных.
В России этот показатель - 477 человек на 100 тыс. населения. По этому параметру страна занимает 8 место в мире, тогда как по абсолютному числу заключенных - третье место после США и Китая.

Российские власти периодически вспоминают об эффективности производства в уголовно-исправительной системе и справедливости оплаты труда заключенных.

Недавно начальник финансово-экономического управления ФСИН Олег Коршунов возмутился: "Почему-то существует неписаное правило, согласно которому осужденный получает за свой труд не больше одного МРОТ. Надо платить так: сколько заработал - столько получил. А почему нет?".

Судя по письму Надежды Толоконниковой, с тех пор в оплате труда мало что изменилось, а если и изменилось, то не везде.

Кроме того, некоторое время назад чиновники предложили создать единую организацию, которая бы на федеральном и региональном уровнях занималась распространеним продукции заключенных.

Сделать это собирались в течение первого полугодия 2013 года, но пока о результатах работы в этом направлении ничего не известно.