Крымских татар снова пытаются расколоть

Крымских татар снова пытаются расколоть, теперь на религиозной почве. Вот уже три месяца у мусульман Крыма два параллельных муфтията — и между ними зреет конфликт. Чем это обернется для полуострова?

Самозванцы и клоны

Первым тревогу забило Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК). По его данным, вот уже три месяца государство фактически провоцирует на полуострове конфликт между гражданами, исповедующими ислам. Все дело в том, что буквально одним из своих последних документов за день до ликвидации, 15 декабря минувшего года, Госкомитет по делам национальностей и религий зарегистрировал в Крыму Духовный центр мусульман Крыма (ДЦМК). Возглавил его муфтий Ридван Велиев. Но в Крыму уже есть муфтий, и это избранный законным путем Эмирали Аблаев, возмущены в ДУМК. «У нас 354 религиозных общины, и их делегаты на курултае, который проводится раз в пять лет, избирают муфтия и двух его заместителей, — рассказал «1К» заместитель муфтия Крыма Айдер Исмаилов. — Этот человек (Велиев — ред.) не имеет никакого права называть себя муфтием. Человек, у которого теоретически есть 100 сторонников, он что, может называть себя муфтием какого-то народа или какой-то территории? Это смешно. Есть курултай мусульман Крыма, есть народ, который избирает муфтия. А этот человек самозванец».

Регистрируя две параллельные структуры со схожими функциями, государство фактически толкает мусульман на противостояние, уверены в ДУМК. «Представьте, что есть два муфтия. Мы будем от имени мусульман Крыма заявлять одно, он будет заявлять другое, — говорит Исмаилов. — Государство к кому будет обращаться, к нам или к нему? Кто будет представлять мусульман Крыма? Это хаос. Это ведет к неразберихе и к конфликту».
Более того, уверены в ДУМК, давая зеленый свет ДЦМК, государство фактически способствует распространению радикальных исламских сект. Проводниками одной из таких сект в ДУМК считают и муфтия мусульман Украины Ахмеда Тамима, при чьей поддержке Велиев стал муфтием в Крыму. «Мы открыто заявляем, что они (Велиев и Тамим — ред.) являются приверженцами такого радикального течения в исламе, как хабашизм», — утверждает Исмаилов. ДЦМК, по его мнению, является не чем иным, как клоном ДУМК. «Если бы эти люди ставили перед собой цели духовного просвещения, как они говорят, то не действовали бы такими методами, — негодует зам муфтия Крыма. — Вы посмотрите, они же умышленно во всем нас копируют. У нас есть община в Евпатории, они свою общину точно так же называют, даже сайт в Интернете разместили на том же домене. Это просто клон».
Чтобы раз и навсегда выяснить, где должен быть центр мусульманской жизни Украины — в Крыму или Киеве, какой муфтий является истинным, а кто только называет себя таковым, ДУМК, по словам Айдера Исмаилова, не раз предлагало провести съезд всех мусульманских общин страны и на нем избрать легитимного духовного лидера, но эти призывы так и остались без ответа.

Готовы сотрудничать

Оппоненты ДУМК в прямую дискуссию предпочитают не вступать и парируют критику в свой адрес в основном через Интернет. Пообщаться с Ридваном Велиевым «1К» не удалось, но его ответы на заявления ДУМК мы нашли на сайте организации «Милли фирка». «Вы говорите, что нас называют хабашитами и сектантами? Хабашиты в Эфиопии, а наши религиозные убеждения соответствуют Корану, сунне пророка Мухаммада, мир Ему, и наследию достоверных ученых прошлого, — ответил на обвинения в сектантстве новый муфтий. — Мы никого не оскорбляем и в любое время готовы к сотрудничеству со всеми, кто хочет добра и укрепления общества, в том числе и с Духовным управлением мусульман Крыма». В другом официальном документе, на сайте уже самого ДЦМК, говорится, что он создан с целью просвещения и сохранения духовных и культурных традиций крымскотатарского народа. Что же касается религиозного экстремизма, то противодействие ему, судя по заявлению, является одной из главных задач новой организации. «Те же, кто обвиняет нас и газету «Мирас» в сектантстве, не отличают истину ото лжи», — говорится в заявлении. ДЦМК, по словам Велиева, учредили 35 мусульманских общин, зарегистрированных законным путем.


Хождение по граблям
Кстати о регистрации. Согласно официальным данным, до последнего времени в Крыму параллельно действовали 52 конфессии, 1382 религиозные общины, 7 религиозных управлений, 4 религиозных братства и 9 духовных учебных заведений. Однако эти данные, как теперь выясняется, серьезно искажены. «Во многом эти цифры раздуты. Проверка показала, что у нас всего лишь немногим более 500 религиозных организаций, — рассказал «1К» и.о. председателя Рескомитета по делам религий Айдер Булатов (комитет находится в стадии реорганизации — ред.). — Остальные организации создавались точно так же, как и фирмы-однодневки, для выполнения своих задач. Это и получение земли, и приглашение миссионеров, уклонение от службы в армии под прикрытием какой-нибудь религиозной должности и для других целей. Сейчас необходимо провести анализ и полную ревизию религиозных организаций. Те проверки, которые мы провели, показали, что многие организации ушли, их нет. Более того, они не прошли полную процедуру регистрации, т. е. в комитете они зарегистрированы, а в других госорганах нет. С религиозной статистикой у нас в Крыму полный кавардак». Другие организации, реально существующие, напротив, не зарегистрированы, говорит и.о. председателя рескома. «Около ста мусульманских общин по разным причинам не прошли регистрацию, — рассказал Булатов. — Некоторые из них подавали иски и выигрывали суды». Пример такого рода продемонстрировала мусульманская община «Давет» (по некоторым данным, причисляемая к исламской партии «Хизб-ут-Тахрир»). В ответ на попытки Рескома по делам религий в декабре 2009 года через суд признать незаконной ее деятельность община подала встречный иск на рескомитет, обвинив его в нарушении закона о свободе совести. «Община «Давет» в полном объеме выиграла суд, — рассказал «1К» Булатов. — Они сделали серьезный анализ положения о комитете по делам религий и доказали наличие в нем пунктов, не соответствующих законодательству Украины. После этого комитету запретили регистрировать религиозные организации, передав эти функции Совмину Крыма. Иск вернулся к нам бумерангом». По мнению чиновника, причиной хаоса стала коррупция, затронувшая в том числе такую сферу, как регистрация религиозных общин.
Кроме того, не отрицают в рескомитете, украинское законодательство в сфере деятельности религиозных организаций изъедено всевозможными лазейками, как швейцарский сыр дырами. Например, регистрация нужна лишь для тех, кто претендует на статус юрлица. С другой стороны, достаточно зарегистрироваться в качестве просветительской общественной организации, чтобы работать беспрепятственно. Такая лояльность законодательства уже открыла Украину и Крым разного рода религиозным экстремистам.
Можно по-разному относиться к конфликту двух муфтиев в Крыму, но до сих пор именно ДУМК и стоящий за его спиной меджлис оставались главными сторожами на пути проникновения радикальных сект на полуостров. В силу своей претензии на исключительность меджлис ревностно оберегает крымских татар от любых попыток влияния извне, будь то Хизб-ут-Тахрир или донецкая Партия мусульман Украины. В этом же кроется и суть конфликта ДУМК с Ахмедом Тамимом. Чего здесь больше, религии или политики, трудно сказать, но еще один неконтролируемый центр влияния меджлису определенно не нужен. С другой стороны, аргумент ДУМК в пользу того, что не Киев, а именно Крым, где живет самая большая и компактная община мусульман в Украине, должен быть центром духовной жизни приверженцев ислама, не лишен логики. Однако политики каждый раз при смене власти в Крыму с завидным постоянством наступают на одни и те же грабли: сначала пытаются создать альтернативу меджлису, потом возвращаются к активному сотрудничеству с ним, забывая о тех, кого они приручили. Достаточно вспомнить, что за последний год этот путь прошел премьер Василий Джарты. Теперь похожий сценарий может повториться, но уже на почве религии. Однако муфтият — это даже не совет при президенте, и однажды выпустив джинна из бутылки, обратно его уже не затолкаешь.

Источник: http://1k.com.ua/367/details/6/2

0
1120
0