Из-за строптивого директора в Москве ликвидируют школу

На модерации Отложенный

Школа №874 города Москвы, что на Очаковском шоссе в Западном округе столицы, сейчас находится в «подвешенном» состоянии. Хотя секретарь дирекции школы в разговоре с «СП» успокаивала – мол, ничего страшного не произошло, школа работает в прежнем режиме – случилось настоящее ЧП: 874-я не прошла очередную аттестацию и еще в конце декабря 2010 года оказалась лишена прав оказывать образовательные услуги.

Об этом в пятницу 21 января упомянул в своем выступлении мэр Москвы Сергей Собянин. Градоначальник подчеркнул, что школа лишилась аттестации из-за проблем с качеством образования – то есть, с соответствием образования действующим стандартам. Это исключительный случай, прокомментировал Собянин.

«Собственно, аттестацию у нас не прошли сами дети – они писали аттестационные работы, и их результаты оказались неудовлетворительными», - сообщила обозревателю «СП» секретарь дирекции школы №874. Более подробно рассказать об аттестации она отказалась. На момент публикации материала недоступной для комментариев оказались и директор школы, и чиновники Западного окружного управления образования.

Интересно, что до недавнего времени в 874-й школе работал другой директор – Николай Юрьевич Кокорин, который покинул учреждение практически одновременно с провалом аттестации. «А вы думаете, почему у нас сменился директор? Именно из-за этого и сменился», - рассказали «СП» в школе. Сам Кокорин также – как и почти все остальные участники происшествия – предпочел не давать комментариев.

В этой истории со множеством неизвестных достойно внимания то, что школа №874 не совсем обычное учебное заведение. Это так называемая «школа здоровья», где ребятам с ослабленным организмом дают дополнительный объем физкультуры, в том числе лечебной, где существует расширенный штат медработников. Кстати, и Николай Кокорин, много лет возглавлявший школу, по своему профилю учитель физкультуры – крайне редкая специализация для директора столичной школы.

Сейчас бывшие коллеги Кокорина уверены, что статус школы здоровья им удастся сохранить, а возможно, сохранится и номер школы. Но вообще-то ситуация крайне серьезная: с самого верха департамента образования правительства Москвы поступили разъяснения, что 874-я вольется в другую школу.

Как полагают в родительском комитете школы №874, то, что сейчас происходит со школой, может быть «спецоперацией», которая была направлена персонально против Николая Кокорина. «Он, как это сказать, весьма строптивый человек, не прогибающийся без нужды перед начальством, - рассказала на условиях анонимности председатель родительского комитета одного из классов.

– А тут у нас постоянно шли слухи о реорганизации, о том, что нас будут сливать с другими школами. А ведь у нас специфика, медицинская составляющая. Николай Юрьевич обещал, что этого не будет – и вот, может быть, он с кем-то поссорился, и всех нас так наказали».

О том, может ли переаттестация школ служить «оружием» чиновников в борьбе с чересчур самостоятельными директорами школ, «СП» поговорил с Евгением Барановским, главным редактором портала «Завуч.инфо»:

 «СП»: - Насколько часто случается, что непокорных директоров школ принудительно «приводят к общему знаменателю»?

- Влияние на директора у чиновников администрации всегда большое. Потому что у школы всегда есть учредитель. Конечно, сейчас в Минобре говорят, что школы должны быть самостоятельными, но на деле у всякой школы есть учредитель. И, по определению директор школы зависит от департамента. Это в образовании и называется – «вертикаль», такая же, как и во всём нашем государстве.

Предполагается, всем должны управлять попечительские советы и т.д., школа, как заявляют руководители, должна стать открытой… Но всё равно, директор назначается администрацией отдела образования. И у педагогического коллектива простора для маневра тоже мало: ведь директор распределяет зарплату. И хотя он должен быть подотчетен коллективу школы, этого на деле нет: он подотчетен, прежде всего, районному управлению образования.

«СП»: - Вы припомните случай, когда именно аттестация школ использовалась как рычаг давления?

- Ну, как вам сказать… Когда гаишник останавливает водителя, он же не говорит прямо: дай взятку!..

«СП»: - Если школа не прошла аттестацию – это значит, что школа закрывается или нет?

- Есть один момент, который нужно бы понимать. Когда говорят об аттестации школы, речь не о самой школе – оцениваются учителя. Если ребята не прошли аттестацию – это значит, что их плохо подготовили, вот и делаются оргвыводы…

«СП»: - Но вообще-то: насколько часто случается, что школа не проходит аттестацию?

- Вообще, да, очень редкий случай, что закрывают школу по результатам аттестации. Но вообще-то – у нас есть очень много механизмов закрытия школ. В нашем демократическом обществе…