Опрос: британские мусульмане против мести за карикатуры

На модерации Отложенный

Большинство мусульман Британии не одобряют насильственные действия против журналистов, публикующих изображения пророка Мухаммеда. Такие результаты дал опрос, проведенный по заказу Би-би-си.

Опрос, проведенный британской компанией ComRes, также показал, что большинство мусульман не симпатизирует тем, кто ведет вооруженную борьбу против интересов Запада.

Однако 27% респондентов говорят, что до некоторой степени понимают мотивы, которыми руководствовались нападавшие на редакцию журнала Charlie Hebdo в Париже.

И почти 80% отметили, что были глубоко оскорблены, когда карикатуры на пророка Мухаммеда все-таки были опубликованы.

Тем не менее, более двух третей респондентов (68%) заявили, что насилие против тех, кто публикует подобные рисунки, нельзя оправдать ни при каких обстоятельствах. 24% сказали, что бывают обстоятельства, в которых такое насилие оправданно, отказались ответить или не знали, что сказать.

В то же самое время, если верить этому опросу, проведенному между 26 января и 20 февраля, 32% британских мусульман не были удивлены нападениям в Париже на редакцию сатирического журнала Charlie Hebdo и магазин кошерных продуктов.

Почти каждый десятый британский мусульманин (11%) чувствует симпатию к тем, кто хочет сражаться против западных интересов. 85% дали на этот вопрос отрицательный ответ.

Мнения о том, как относиться к проповедникам, утверждающим, что насилие против Запада может быть оправдано, разделились примерно поровну. 49% мусульман считают, что такие проповедники не отражают общепринятого в исламе мнения, в то время как 45% думают обратное.

Результаты опроса также показали, что почти половина британских мусульман считают, что сталкиваются с дискриминацией на религиозной почве и что страна в целом становится менее терпимой. Такое же количество респондентов посчитали, что предубеждения против ислама делают жизнь мусульман в Соединенном Королевстве труднее.

Примерно 35% отметили, что им кажется, что британцы в целом не доверяют мусульманам, а пятая часть уверена, что либеральное западное общество ни при каких обстоятельствах не будет совместимо с исламом.

При этом 95% опрошенных заявили о своей преданности британским интересам, тогда как 93% утверждают, что британские мусульмане должны всегда подчиняться британским законам.

20% женщин, принявших участие в опросе утверждают, что не чувствуют себя в безопасности в Британии, по сравнению с 10% мужчин.

Анализ: Сима Котеха, журналист Би-би-си

В Брэдфорде, где мусульмане составляют почти треть населения, часто можно услышать, что ислам является религией мира и любви, а не насилия.

Я разговаривала с десятками людей, и подавляющее большинство было возмущено тем, что экстремистская идеология совершенно заслонила в СМИ привычную для них интерпретацию ислама.

Они считают, что такое поведение журналистов не только подпитывает предрассудки, но и ведет к тому, что некоторые мусульманские общины в Британии чувствуют себя изгоями.

"На нас поставили клеймо: "экстремисты", - сказал один молодой человек. - Я – британец, но иногда мне кажется, что моя страна меня отвергает, потому что я исповедую ислам.

Это очень горько".

Мы опросили тысячу мусульман, это статистически репрезентативное число, соответствующее примерно 3 миллионам мусульман, проживающим в Соединенном Королевстве.

"Не отвергайте нас"

Студентка из Брэдфорда Самайя Аслал сказала Би-би-си, что политики и СМИ тиражируют расчеловеченный стереотип ислама, который осложняет жизнь мусульман.

"Британское общество, - отметила Самайа, - должно перестать считать нас угрозой, оно должно нас принять. Зачем все время спрашивать нас, чувствуем ли мы себя британцами? Это все равно, как постоянно спрашивать кого-то с рыжими волосами, ощущает ли он себя рыжеволосым! Все это приводит к тому, что мы сами начинаем считать себя инородным телом".

Однако другой студент по имени Мохаммед Аль Хакарун отметил, что ответственность за успешную интеграцию должны нести как мусульмане, так и немусульмане.

"В исламе нет правил, запрещающих интеграцию, - сказал он. - Пророк сказал, что ко всем надо относиться одинаково, будь они мусульмане, белые, черные или азиаты".

Мусмил Афик, еще один студент из Брэдфорда объяснил, что понимает, почему каждый четвертый британский мусульманин в той или иной степени поддержал нападения на Charlie Hebdo, хотя его этот факт огорчает: "Нас постоянно выталкивают на обочину общества, считают нас всех экстремистами. Но ислам совсем не об этом. Ислам - это религия мира, любви и гармонии".

Бывший заместитель министра иностранных дел Британии баронесса Варси, сама мусульманка, заявила, что по ее мнению результаты опроса подтверждают, что политика правительства по борьбе с терроризмом не основана на реальном положении вещей.

В интервью Би-би-си она сказала, что: "Мы не знаем, что приводит к радикализации молодых мусульман. Мы не знаем, что происходит, когда люди обращаются к террору. У нас просто нет ни одного четкого ответа ни на один вопрос, именно поэтому мы и не в состоянии принять правильные политические решения".

7 января в редакции парижского сатирического журнала Charlie Hebdo погибли 12 человек.

На следующий день Амеди Кулибали застрелил сотрудницу полиции, после чего захватил заложников в супермаркете кошерных продуктов. Там погибли еще четыре человека.

Кулибали и убийцы журналистов Саид и Шериф Куаши были застрелены полицией.

Примеры утверждений, с которыми предлагалось согласиться или не согласиться участникам опроса ComRes

  • Если знакомый мне человек из мусульманской общины замышляет насильственные действия, я сообщу об этом полиции. Согласны 94%.
  • Я лично знаком с мусульманами, разделяющими взгляды "Исламского государства" и "Аль-Каиды". Согласны 8%.
  • Священнослужители, проповедующие, что насилие против Запада оправдано, оторваны от мнения большинства мусульман. Согласны 49%.
  • Если бы у меня был выбор, я бы предпочел, чтобы мои дети ходили в государственную мусульманскую школу. Согласны 31%.
  • Я предпочитаю проводить свободное время с мусульманами, а не с немусульманами. Согласны 13%.
  • Если бы я смог, я бы уехал из Британии, и предпочел бы жить в другой стране. Согласны 14%.