Суд идет: убийство Литвиненко

На модерации Отложенный

В Верховном суде Лондона слушается дело об убийстве Литвиненко. Заключение следствия: мотивом для убийства Литвиненко было его сообщение о Викторе Иванове. Отчет Литвиненко для охранной фирмы в 2006 году представлял собой «поразительно серьезные» обвинения против Виктора Иванова, союзника Путина, - было заявлено в Верховном суде. Люди, предположительно посланные, чтобы убить Александра Литвиненко, были невежественными убийцами. Есть две теории, объясняющие, почему для убийства Литвиненко был использован полоний.

Первая говорит, что Кремль хотел отправить  демонстративное  послание. Это было сообщение для Бориса Березовского, друга Литвиненко и врага президента Владимира Путина. В сообщении подразумевалось:
«Где бы ты ни находился, мы сможем достать тебя.». Полоний был своего рода смертельной визитной карточкой (Полоний-210 является редким, дорогим веществом и его практически невозможно достать - если, конечно, Вы не владельц ядерного реактора).

По второй теории предполагалось, что полоний не должен быть обнаружен. Литвиненко умрет в муках, но никто не узнает, отчего. Доказательство, выложенное на этой неделе в ходе публичного расследования, подсказывает, что вторая теория более правдоподобна: тот, кто предположительно, отправил Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна в Лондон, считал, что их никогда не поймают. Двое русских знали, что их миссия была убить Литвиненко, в соответствии с этой версией, но, казалось бы, не имели ни малейшего представления о том, какой яд они перевозили, или о том, что это было высокорадиоактивное вещество. 

На этой неделе адвокат следствия Робин Там QC нарисовал картину двух убийц-головотяпов, которые пытались убить Литвиненко не один, а два раза. Луговой и Ковтун сначала пытались отравить Литвиненко 16 октября 2006 г. во время встречи в частном охранном предприятии Erinys на Гросвенор-сквер, в центре Лондона, заявил Робин Там. «Не совсем ясно, что случилось. Но это выглядит так, будто  содержимое кувшинчика или стакана с полонием разлилось по всему столу. Ядерные эксперты позже нашли огромные количества загрязнений на небольшом участке скатерти из зеленого сукна. В тот раз Литвиненко подвергся действию крошечный дозы; его вырвало в тот вечер, но он остался жив.

Убийцы повидимому сделали новую попытку 1 ноября. Трое мужчин встретились в Pine Bar отеля Millennium. Луговой бросил полоний в чайник, как было сказано на следствии. Литвиненко потягивал чай, "три или четыре раза". Чай был холодным, рассказал он полиции, и не нравился ему. Принятая им доза "намного превышала известные пределы выживания". Вечером того же дня у Литвиненко опять была рвота, облучение распространилось по всему телу. Он умирал.

Примечание. Александр Литвиненко помогал при составлении компрометирующего доклада, заслушанного в Верховном суде, где утверждалось, что один из ближайших союзников Владимира Путина был связан с контрабандой кокаина и с «гангстерами», а Путин назван "not Mr. Clean".

В ходе следствия по делу о смерти Литвиненко в 2006 г. говорилось о том, что в последние месяцы Литвиненко вел расследование по серии высокопоставленных российских политиков.
Один из них был Виктор Иванов, профессиональный сотрудник КГБ, а ныне глава федерального агентства по обороту наркотиков в России.

Литвиненко работал в то время для Titon International, охранной фирмы, основанной в Mayfair. Литвиненко снабдил Titon серией докладов «должного качества».

Литвиненко получил $ 5000 за каждый доклад. Он разделил плату со своим источником, Юрием Швецом, американским перебежчиком и бывшим сотрудником КГБ .
Ben Emmerson QC, адвокат вдовы Литвиненко Марины, рассказал, что в одном докладе содержатся "ошеломляюще серьезные" обвинения в адрес как Иванова, так и Путина. В докладе утверждается, что Иванов был непосредственно вовлечен в преступную деятельность в Санкт-Петербурге начиная с 1990 года.

В то время местная мафия занималась прибыльной контрабандой кокаина из Колумбии в Западную Европу через морской порт города. Как сообщалось, Иванов энергично поддерживал одну мафиозную группировку, знаменитую тамбовскую банду, против ее соперников.

Иванов подружился с лидером банды Владимиром  Кумариным и приобрел долю в темных делах порта. Иванов также основал две компании, одну с Борисом Грызловым, будущим спикером российского парламента, как сообщалось в суде.

Согласно судебному отчету, Эммерсон сказал, что, по иронии судьбы, в период сотрудничества Иванова с гангстерами он был повышен до начальника отдела, который должен был бороться с контрабандой в Санкт-Петербурге. "Бывшие подчиненные описывали его [Иванова] как босса-монстра - грубого, авторитарного и упрямого. Это было время, когда граница между сотрудниками правоохранительных органов и профессиональными преступниками часто была трудноразличимой.

Эмерсон рассказал, что в этот период Путин был главой комитета по внешним связям при мэре Санкт-Петербурга Анатолии Собчаке. Цитата из доклада Эммерсона: "Когда Иванов сотрудничал с бандитами, он был под защитой Владимира Путина, который отвечал за внешнеэкономические связи ... Сам Путин не был Mr. Clean в то время."

Путин стал премьер-министром в 1999 г. и президентом в 2000 году. Иванов был назначен начальником отдела внутренней безопасности ФСБ, бывшего шпионского агентства Путина. Впоследствии он получил работу в качестве заместителя главы президентской администрации Путина.

Следствие услышало, что Иванов стал надежной "правой рукой " Путина и использовался для решения проблем, требующих "давления и запугивания". Более мягкий Игорь Шувалов, в настоящее время заместитель премьер-министра, был "левой рука" Путина, и его посылали, когда  президент России хотел «компромисса».
Взрывной отчет был написан в сентябре 2006 года. Он был передан Дину Attew, в те годы исполнительному директору TITON. Два месяца спустя Литвиненко был отравлен радиоактивным полонием-210.

Двое россиян - Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун – обвиняются в том что они подкинули полоний в зеленый чай Литвиненко во время встречи 1 ноября 2006 г. Литвиненко скончался в больнице 23 дня спустя.  Луговой и Ковтун настойчиво отрицали, что имеют какое-либо отношение к смерти Литвиненко.
Эммерсон сказал, что отчет был достаточным мотивом для убийства Литвиненко. "Этот человек [Иванов] организованный преступник, готовый убить, если он находится в опасности," - сказал он.

Следствию было сообщено, что клиент, который  заказал этот доклад, отменил крупный контракт после его прочтения, т. е. совершил действие, которое означало бы "серьезную потерю" для Иванова. Следствие заслушало, что Литвиненко считал Лугового "надежным другом" с полезными секретными  контактами в Москве. Первоначально он просил Лугового "копнуть" прошлое Иванова.
Но следующий отчет Лугового размером меньше  страницы был совершенно негодный, сказал Attew.Тогда Литвиненко нашел другой источник, как позже выяснилось, это был Швец, чтобы составить другой отчет вместо этого.

Суд услышал, что Литвиненко передал копию отчета Швеца Луговому. Согласно Эммерсону, отчет неизбежно нашел бы дорогу обратно в ФСБ и "прочим в Москве", тем самым подставляя Литвиненко под "смертельную  опасность". Attew рассказал, что встречался с Луговым только один раз, когда Луговой вылетел из Канады в Москву через Лондон в июне 2006 года. Они встретились в терминале аэропорта Хитроу 1 и Литвиненко представил Лугового как потенциальный источник.
Attew рассказал, что он мгновенно невзлюбил Лугового. "Было что-то [в нем] я бы охарактеризовал как пугающе холодное", - сказал он. Следствие продолжается. www.theguardian.com