Китайцы хотят получать российский газ дешевле россиян

На модерации Отложенный

По сути, речь идет о субсидировании Россией китайской экономики на ближайшие 30 лет

В июле должен пройти очередной раунд российско-китайских переговоров по цене на газ, но между позициями сторон по-прежнему пролегает пропасть. «Газпром» хочет получить с китайской национальной компании CNPC аванс в $25 млрд, а китайцы добиваются неприемлемой для россиян цены.

Как выяснили «Известия», предыдущий раунд переговоров, проходивший в июне, ни к чему не привел, поскольку китайцы хотят такую цену, которая означает для России субсидирование китайской экономики на ближайшие 30 лет.

В «Газпроме» уверены: запрашиваемая CNPC цена (чуть больше $230 за тысячу кубометров) означает колоссальную скидку — это почти в два раза ниже стоимости российского газа для Европы (в апреле она в среднем составляла $452 за тысячу кубометров). Во-вторых, Китай в этом случае будет получать голубое топливо на 35% дешевле, чем сами россияне, — при цене барреля нефти в $80 и при условии выхода на равнодоходные цены (когда цена газа внутри страны будет соответствовать европейской за вычетом расходов на его транспортировку и экспортной пошлины). При нынешней цене на нефть выше $117 за баррель разница будет еще выше. Если учесть, что контракт на поставки газа в Китай будет действовать 30 лет, а на равнодоходный уровень внутренних цен в России предполагается выйти где-то лет через пять, то получится, что следующие 25 лет жители Поднебесной будут получать наш газ дешевле, чем мы сами.

Парадокс переговоров состоит в том, что Китай практически закрыл свои потребности в газе за счет поставок по трубопроводу из Туркмении и сжиженного газа из других стран. России же нет никакого смысла продавать газ Поднебесной дешевле, чем мы можем продать его в Европе, говорят эксперты.

«У Пекина вполне разумные требования: чем дешевле, тем лучше. А «Газпром» старается защититься, получив $25 млрд заранее. Чтобы иметь подушку ликвидности, если CNPC начнет недоплачивать, как это происходит сейчас при поставках нефти по трубопроводу ВСТО, — говорит начальник аналитического отдела инвесткомпании «Универ капитал» Дмитрий Александров.

— Возможно, в этой ситуации нашим правительствам разумнее всего будет отложить подписание окончательного контракта и перенести срок начала поставок. Но и здесь есть риск того, что через несколько лет ситуация может измениться совершенно непредсказуемо. Я вообще не возьмусь прогнозировать, сколько будет стоить газ лет через пять. Ведь рост потребностей провоцирует ввод мощностей по сжижению газа и добыче сланцевого метана. Не исключаю, что цена топлива может оказаться ниже нынешней».

Но, возможно, Пекину российский газ, наоборот, очень нужен. И создание искусной иллюзии собственной обеспеченности голубым топливом не что иное, как тонкий ход восточной дипломатии. «Я не склонен разделять распространенный стереотип, будто Китаю наш газ не нужен, — говорит руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Если не нужен, тогда почему нам предлагают за него $235? Это же дороже, чем цена, по которой они берут это топливо в той же Туркмении. Они что, такие добренькие? Весь топливный баланс Китая строится на колоссальном увеличении добычи в стране шахтного газа. Это малореально».

Поставлять Поднебесной сжиженный газ могут еще Австралия и Катар, соглашается эксперт. Но кроме Китая наращивать потребление газа будут Корея, Япония и другие страны. Если все это принять во внимание, то получится, что китайцы стараются всеми силами поселить в наших умах иллюзию собственной обеспеченности топливом.

«В этой ситуации Россия для Китая — это оптимальный вариант. И надо ли нам прогибаться перед Пекином, чтобы якобы застолбить их рынок? Если они не хотят брать, надо сбывать восточносибирский газ на других рынках и дороже. Нам спешить некуда. Мы быстро подписали контракт на поставки нефти по ВСТО — и теперь Китай старается хоть доллар, но в свою пользу «отжать». Если мы проявим выдержку на переговорах по газу, то уступка со стороны Китая — это просто вопрос времени», — уверен Константин Симонов.