Турция и Кавказ: роль и значение Турции в регионе

На модерации Отложенный

Она большая, богатая и находится рядом, так почему же не принимает более активного участия в жизни региона? Нет, речь идет не о России, главной героине закавказской драмы, а о стране, которую некоторые считают подающей надежды актрисой, ожидающей своего выхода за кулисами, а именно о Турции.

На состоявшейся в Тбилиси конференции "Программа Турции в Закавказье: Роль государственных и негосударственных структур", организованной при содействии фонда Eurasia Partnership Foundation и Турецкого фонда экономических и социальных исследований (TESEV), академики, аналитики, представители неправительственных организаций и дипломаты в отставке обсуждали вероятность активизации роли Турции в регионе в качестве миротворческой силы.

Но не следует ожидать, что Анкара поспешит тут же воспользоваться такой возможностью. Как отметил один из участников от Грузии, в отношении роли Турции в Закавказье существует больше вопросов, чем ответов.

В настоящий момент, даже при своей все возрастающей роли в регионе, "Турция не пользуется в полной мере своим политическим весом", отмечает бывший специальный представитель ЕС в Закавказье Питер Семнеби (Peter Semneby).

Причин тому много: это и требующие внимания внешнеполитические аспекты на Ближнем Востоке и в Иране вкупе с ростом националистических тенденций внутри страны (и сопутствующими проблемами, связанными с дальнейшим взаимодействием с Арменией) плюс нежелание Анкары раздражать Россию, по-прежнему считающую Закавказье своим задним двором.

Свою роль играют здесь и более приземленные соображения: по прошествии 20 лет после распада СССР турки все еще относительно немного знают о Закавказье, отмечает заместитель руководителя внешнеполитической программы центра TESEV Айбарс Горгулу (Aybars Görgülü).

В целом это означает, что хотя Анкара и "намекает" на наличие у нее желания попосредничать в процессе урегулирования конфликтов с сепаратистскими территориями, а именно Абхазией, Нагорным Карабахом и Южной Осетией, она пока не собирается предпринимать шагов в данном направлении, отмечает стамбульский директор европейской программы Международной кризисной группы Сабина Фрейзер (Sabine Freizer).

Посол же Турции в Грузии Левент Мурат Бурхан (Levent Murat Burhan) придерживается взвешенной дипломатичной позиции. Назвав Закавказье "приоритетным направлением" в "работе Турции по установлению мира и стабильности" на "всей близлежащей территории", он подчеркнул, что Анкара "не намерена подменять собой другие процессы" по поиску путей урегулирования региональных конфликтов.

Не намерена республика и вытеснять кого-то из международных игроков. "Без активного участия со стороны России будет очень сложно урегулировать эти проблемы", – уверен посол, назвавший Евросоюз, одного из наиболее активных международных игроков в Закавказье, "кандидатом номер один" на роль по улаживанию проблем, связанных с указанными тремя конфликтами.

"Мы нуждаемся в сотрудничестве со всеми участниками процесса, – говорит он. – Если этого не будет, мы не сможем двигаться вперед".

Тем не менее, на взгляд ряда обозревателей, Турция и сама может продвинуть дело вперед.

Замдиректора Центра по предотвращению конфликтов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Паскаль Хейман (Pascal Heyman) призвал Турцию выйти с "новыми инициативами, дополняющими Женевский процесс [международных переговоров, связанных с российско-грузинской войной 2008 года – Прим. ред.] и изыскать пути взаимодействия с "данными территориями" (то есть Абхазией и Южной Осетий) без официального их признания.

На взгляд Сабины Фрейзер из Международной кризисной группы, помимо работы по наращиванию взаимодействия, Турции следует обратить внимание на свою потенциальную культурную роль в регионе, а также сделать своей задачей защиту региональных партнеров на таких международных аренах, как Организация Североатлантического договора.

Но на заднем плане присутствует и еще один аспект, который Айбарс Горгулу из центра TESEV охарактеризовал как "недостающее звено" политики Турции в Закавказье – Армения.

Хотя задача нормализации отношений с Ереваном, по словам Левента Мурата Бурхана, "не снимается Анкарой с повестки дня", "мы рассчитываем на взаимные шаги…, но пока не замечаем особого прогресса в данном отношении".

Отсутствие прогресса в деле нормализации отношений может означать лишь отсутствие его и в переговорах по нагорно-карабахскому урегулированию, ведущихся между Арменией и близким союзником Турции Азербайджаном, отметил он.

Хотя и не все участники конференции согласились с подобным аргументом, никто не выразил уверенности, что Турция когда-либо пополнить команду международных посредников на карабахских переговорах – несмотря на все надежды, питаемые Азербайджаном.

И все же, по словам посла Бурхана, "Турции не требуется процесс нормализации турецко-армянских отношений, чтобы доказать, что мы выступаем за мир, безопасность и стабильность в нашем регионе".

Правда, на взгляд некоторых из участников конференции, мир, безопасность и стабильность начинаются у своего порога. "Мы должны поработать и над собой тоже", – полагает главный редактор турецкого издания Turkish Policy Quarterly и кавказский координатор общественной организации European Stability Initiative Диба Нигар Гоксел (Diba Nigar Goksel).