Почему российский Берни Мэдофф снова в деле?

На модерации Отложенный

Как можно описать самого известного в России шарлатана Сергея Мавроди? Возьмите талант Берни Мэдоффа по надувательству, соедините его с отвратительными гипнотическими способностями телевизионного евангелиста-полуночника, облачите все это в костюм учителя математики – и картина будет близкой к оригиналу. Создав в 1990-е годы грубую финансовую пирамиду «МММ», Мавроди надул миллионы россиян, вытянув у них их сбережения. Этот бывший ночной сторож в мгновение ока превратился в символ самой беззастенчивой разновидности капитализма того десятилетия. Но сейчас спустя три года после выхода на свободу из тюрьмы, где он отбывал срок за мошенничество, Мавроди возвращается к своим аферам. И похоже, что власти ничего не могут с этим поделать.

Американцы удивляются

11 января Мавроди запустил в дело свою новую пирамиду, назвав ее «МММ-2011». В этой схеме во многом используется тот самый трюк, из-за которого он в прошлый раз получил четыре с половиной года тюрьмы. Мавроди приглашает вкладчиков покупать так называемые «МММ-доллары», которые он игриво называет «фантиками», а затем ждать, пока он в своем блоге не назначит им новую стоимость, что планируется делать два раза в неделю. По его словам, он надеется, что для пенсионеров и инвалидов прибыль будет составлять 30% в месяц, а для всех остальных – 20%. Вместе с тем Мавроди отмечает, что это лишь его личное мнение. «Я могу и ошибиться», – заявляет он в своем блоге.

Такого рода откровенность существенно отличает игру Мавроди от остальных схем-пирамид. В отличие от первой схемы «МММ», которую аферист выдавал за честную и постоянно развивающуюся финансовую компанию, имеющую розничные отделения по продажам акций (на этих акциях был даже портрет самого Мавроди), новая «МММ» более открыта и откровенна. «Это пирамида, – заявил Мавроди в своем блоге, выступив с призывом к нации. – Это просто голая схема и ничего больше… Люди контактируют друг с другом и дают друг другу деньги. Почему? Да ни почему!» Он также добавил к этому фразу, в которую труднее поверить: «Я из этого не получаю ни копейки. Я просто показываю дорогу».

На следующий день Мавроди заявил, что вкладчики завалили его заявками. Столь же мощным и быстрым оказался гнев и возмущение властей. Но здесь есть проблема. Ни один чиновник, ни один руководитель не может сказать, какую статью рыхлого финансового законодательства России нарушает Мавроди. Поэтому они выступили с предложением о том, что закрыть схему Мавроди следует при помощи акта избирательной справедливости или по указу Кремля. В 1994 году, когда российская правовая система лежала в постсоветских руинах, президенту Ельцину пришлось издавать особый указ, чтобы остановить рекламные кампании Мавроди, поль­зовавшиеся бешеным успехом.

На сей раз лидер националистической партии Владимир Жириновский потребовал, чтобы суд запретил Мавроди проводить какие бы то ни было финансовые операции, что стало бы явным нарушением его гражданских прав. А финансовый омбудсмен Кремля Павел Медведев заявил в четверг во время радиоинтервью в прямом эфире, что «попытается повлиять на прокуратуру», дабы та вмешалась.

Но любые меры такого рода противоречат главному обещанию администрации президента Дмитрия Медведева – обеспечить равную справедливость всем. А Мавроди не замедлит воспользоваться этим затруднением.

В четверг он разместил на своем веб-сайте видеообращение к президенту Медведеву и к премьер-министру Владимиру Путину, чтобы убедиться в том, что его, «как и любого другого гражданина, будут судить по обычным российским законам». Затем в качестве дополнительной линии защиты он начал действовать как жертва государственного преследования. Этот его трюк очень напомнил ранние годы деятельности афериста.

В 1994 году, когда государство попыталось посадить его на основании обвинений, не имеющих отношения  к первой схеме пирамиды, Мавроди начал строить из себя рыцаря в белых одеждах, борющегося с преследованиями и тиранией государства. Благодаря этому он даже стал в том году депутатом парламента. Затем властям пришлось идти на новый шаг – лишить его депутатской неприкосновенности. После этого в 1996 году против Мавроди были выдвинуты обвинения в мошенничестве. И даже тогда многие россияне продолжали верить, что государство просто пытается украсть у Мавроди его состояние.

Андрей Кашеваров, занимающий должность заместителя главы одного из главных в России финансовых регуляторов ФАС, сегодня возглавляет усилия, направленные на то, чтобы остановить Мавроди. Он говорит о том, что предупреждать общественность об опасности участия в этой схеме преждевременно. «С предупреждениями есть проблема, потому что  их могут истолковать как государственное вмешательство в предпринимательскую деятельность (Мавроди), – заявил Кашеваров TIME. – Поэтому, прежде чем кого-то предостерегать, нам необходимо убедиться, что эта деятельность социально опасна. А сделать это мы сможем, лишь проанализировав данную схему».

21 января ФАС проведет заседание экспертного совета регулирующих и правоохранительных органов, чтобы решить, какие правовые инструменты можно применить против Мавроди. Но опасность для России, как и для всего мира, состоит в том, что финансовые мошенники очень ловко обходят закон. Ветеран российского финансового рынка Роланд Нэш, работающий на нем 16 лет, и сегодня являющийся управляющим в инвестиционном фонде Verno Capital, говорит о том, что российские регулирующие органы находятся в очень невыгодном положении, пытаясь создать надежные правила против схем подобного рода. «У них нет ни институтов, ни опыта для создания такого рода системы», – отмечает он, указывая на то, что даже на Западе людям, подобным Мэдоффу, удается проворачивать эти аферы в беспрецедентных масштабах.

Итак, пока Россия гоняется за одним из самых хитрых своих бывших зэков, ей может понадобиться богатое творческое воображение, чтобы, пользуясь действующими законами, не дать своим гражданам погореть, когда пирамида Мавроди рухнет.