Крым дорожает: на развитие полуострова выделят еще 61 млрд рублей

На модерации Отложенный

Сильнее всего страдает от недофинансирования проект трассы «Таврида». От строительства некоторых дорог в Крыму вообще откажутся, чтобы сэкономить.

Правительство планирует выделить на развитие Крыма и Севастополя до 2020 года еще 61,1 млрд рублей — суммы в 707,5 млрд не хватает. Ввод большинства социальных объектов программы перенесут на 2018-2020 годы, потому что не успели вовремя начать.

Строительство автомобильной трассы «Таврида» (Крым — Севастополь), согласно новой редакции федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие Крыма и Севастополя до 2020 года», подорожает до 134 млрд рублей, сообщил Forbes представитель Минэкономразвития.

Это далеко не первое увеличение стоимости проекта. Трасса «Таврида» длиной 268 км должна стать главной на полуострове. Изначально на ее строительство было заложено лишь 41,6 млрд рублей, в июне стоимость дороги увеличили вдвое, до 85 млрд рублей, но и этого оказалось мало. Один из членов научно-технического совета при Росавтодоре, привлеченного к оптимизации проекта «Тавриды», весной говорил Forbes, что строительство скоростной дороги обойдется бюджету не меньше чем в 130 млрд рублей. А глава Крыма Сергей Аксенов в конце июля оценивал строительство в 139 млрд рублей.

Сейчас оценка составителей ФЦП (134 млрд рублей) приблизилась к этим планам. Почему так велик разброс между первоначальной и актуальной стоимостью трассы? 

«ФЦП делалась «на коленке», чего же вы хотите?» — говорил ранее Forbes федеральный чиновник.

Найти деньги будет непросто. Почти 45 млрд рублей «Таврида» получит за счет перераспределения средств внутри ФЦП. Из документа следует, что не будут строить и ремонтировать трассы «Феодосия – Судак – Алушта – Ялта – Севастополь» (стоила 6,2 млрд рублей) и «Алушта – Симферополь – Джанкой – граница с Украиной» за 25,7 млрд рублей. Дорогу «Симферополь – Евпатория – Мирный» отремонтируют не за 20,5 млрд рублей, а за 9,9 млрд рублей, на муниципальные дороги также потратят на 2,4 млрд рублей меньше, чем собирались, — 13,5 млрд рублей.

Затраты на часть автодорог оптимизированы, подтверждает представитель Минэкономразвития. Правительство поручило федеральным и региональным органам исполнительной власти найти иные источники их финансирования, не теряет он оптимизма.

Однако за счет только перераспределения средств добыть недостающую сумму для строительства «Тавриды» не получилось. Менять конструктив дороги или ухудшать ее потребительские качества не будут, а стоимость увеличат, так как трасса через Керченский мост свяжет крупнейшие города Крыма с материком, объяснил представитель Минэкономразвития. Он добавил, что в последнем проекте изменений в ФЦП общий объем финансирования программы увеличен на 61,1 млрд рублей (с запланированных 707,5 млрд рублей). По словам представителя ведомства, большая часть этих денег пойдет на дорогу, остальное — на обеспечение транспортной безопасности в Крыму, расходы на которую в июне планировали сократить.

Представитель Минфина не ответил на запрос Forbes об источниках дополнительного финансирования ФЦП. Представитель вице-премьера Дмитрия Козака отказался от комментариев, так как итоговая версия документа еще не подписана.

Генеральным подрядчиком строительства «Тавриды» в июне выбрали петербургскую дорожно-строительную компанию «ВАД» Валерия Абрамова и Виктора Перевалова. Единого исполнителя решили привлечь после срыва сроков проектирования дороги: в начале 2016 года власти Крыма через суд решили разорвать контракт с проектировщиком, а весной Козак доложил о задержке на совещании у президента Владимира Путина.

Изменения в ФЦП коснутся не только дорог.

Большую часть целевых показателей, заложенных в федеральную целевую программу «Развитие Крыма и Севастополя до 2020 года», не выполнят в срок, следует из проекта изменений в ФЦП, опубликованного на портале правовой информации. В 2016 году на полуострове планировали построить почти 8 км водопроводов, 4 объекта портовой инфраструктуры, 6,5 км дорог, 5,7 км дамб, открыть 37 детских садов и школ, больницу, 45 медпунктов и амбулаторий. В 2017 году 230 000 человек, живущих на засушливых территориях, планировали обеспечить водой, укрепить 33 км берега и построить еще 31 школу. Теперь срок реализации по всем объектам перенесли на 2018-2020 годы.

Сроки пришлось сдвинуть, потому что в начале реализации программы были допущены отставания, объясняет представитель Минэкономразвития. Но до 2020 года все, что запланировано, будет построено, обещает он. Пресс-служба главы Крыма Сергея Аксенова не ответила на запрос Forbes.

По словам представителя Минэкономразвития, доработанный проект изменений в ФЦП внесут в правительство до 1 сентября. Пока изменения не будут приняты, не начнется строительство железнодорожных подходов к Керченскому мосту со стороны Крыма стоимостью 18 млрд рублей. Росжелдор не включили в целевую программу в качестве госзаказчика, и теперь агентство не может провести конкурс и выбрать исполнителя. Сдать подходы должны до конца 2019 года, вместе с вводом железнодорожной части моста. 

На трассе, строительством которой был недоволен Владимир Путин, сократят количество развязок, а к 2018 году построят лишь участок до Симферополя, выяснил Forbes.

Стоимость дороги может в несколько раз превысить 42 млрд рублей, заложенные на строительство

Строительство трассы Керчь — Симферополь — Севастополь, о проблемах с проектированием которой стало известно в марте после совещания о социально-экономическом развитии Крыма и Севастополя у президента Владимира Путина, планируют разбить на два этапа, рассказал Forbes источник, близкий к Росавтодору. По его словам, предполагается, что к 2018 году построят 161 км дороги до Симферополя (общая протяженность трассы 253,3 км), а участок до границы с Севастополем закончат к 2020 году. Это подтвердил один из членов научно-технического совета при Росавтодоре, весной привлеченного к оптимизации проекта трассы.

Начальник Службы автомобильных дорог Крыма – заказчика строительства дороги — Александр Мохна рассказал Forbes, что к концу 2018 года будет построена трасса только до Симферополя. «Так поставлена задача правительством России. До 2020 мы будем строить трассу до границ Севастополя», — сказал он.

По словам собеседника Forbes, близкого к Федеральному дорожному агентству, количество запланированных развязок на трассе Керчь — Симферополь уже сократили с 50 до 20, а искусственных сооружений — с 150 до 120. Стоимость дороги сейчас оценивается больше, чем в 150 млрд рублей, добавляет он.

«Если строить почти 50 развязок, которые сейчас указаны в проекте планировки территории, то и 150 млрд рублей не хватит», — сетует член научно-технического совета. После оптимизации реальная цифра — 130 млрд рублей, уверен он.

В федеральной целевой программе (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Республики Крым и Севастополя до 2020 года» на строительство трассы заложено лишь 41,6 млрд рублей, а на строительство всех дорог в республике 112,1 млрд руб.

По словам Мохны, 41,6 млрд рублей — «устаревшая» цифра. «ФЦП в любом случае придется корректировать, потому что там заложены ошибочные суммы, не знаю, откуда они появились», — соглашается эксперт совета при Росавтодоре.

Представитель вице-премьера Дмитрия Козака, курирующего развитие Крыма, отметил, что пока идет оптимизация и нет утвержденного проекта дороги, говорить о пересмотре ФЦП рано. Представители Минтранса Крыма и Росавтодора пока не ответили на запрос Forbes.

По словам собеседника Forbes, знакомого с деталями обсуждения проекта, есть опасность не уложиться в сроки строительства. Чтобы успеть до конца 2018 года, проектирование и строительство могут отдать одному подрядчику, говорит он. «Если будет разыгрываться проектирование, а потом строительство, то стройка начнется в середине 2017 года. Если подрядчик будет один, то параллельно с проектированием можно начать подготовительные работы», — объясняет член научно-технического совета.

Мохна отмечает, что официальное решение по единому подрядчику пока не принято. «Предпочтительнее, конечно, выбрать одного исполнителя, это позволит сильно сократить сроки строительства: завезти материалы и подготовить площадку», — говорит он.  По словам Мохны, предложения по оптимизации проекта трассы Керчь — Симферополь правительству России будут представлены в середине июня, после чего можно будет определиться с подрядчиками.

Недобросовестный проектировщик

О срыве сроков проектирования трассы Керчь — Симферополь — Севастополь стало известно 18 марта на совещании о развитии Крыма и Севастополя у Владимира Путина. Козак сообщил, что сроки проектирования затягиваются из-за недобросовестного проектировщика, контракт с которым собираются разорвать. Президент поинтересовался, сколько тот «схомячил». Козак ответил, что 280 млн рублей, а председатель Совета министров Крыма Сергей Аксенов уточнил, что деньги компании пока не перечислены.

Проектированием дороги занималась компания «Гипротрансмост-Крым», аффилированная с «Волгомостом» (согласно СПАРК, 20% принадлежит компании «Клинское ДРСУ», которую полностью контролирует бизнесмен Туфан Садыгов, 20% у «Дмитровского автодора» (его ранее контролировал Садыгов, теперь — Ольга Яковлева), 14,5% у «Автотрансстроя», 50% которого принадлежит Андрею Моисееву, остальные собственники не раскрываются).

Распоряжением Совета министров Крыма от 29 июня 2015 года компания «Гипротрансмост-Крым» была назначена исполнителем двух контрактов стоимостью свыше 2 млрд рублей на проектирование трассы Керчь — Симферополь — Севастополь и автомобильных подходов к Керченскому мосту со стороны Крыма. По словам Мохны, сейчас Служба автодорог Крыма пытается разорвать контракт с проектировщиком через суд. Детали он рассказать отказался, так как процесс еще не завершен.

Генеральный директор компании «Гипротрансмост-Крым» Владислав Коновалов подтвердил Forbes, что договор не расторгнут. Он добавил, что компания продолжает работать над проектом, и пожаловался, что ее представителей не пускают на заседания научно-технического совета при Росавтодоре.